Муниципальное казённое учреждение
"Центр обеспечения деятельности образовательных учреждений"

Сквозь годы с нами говорит война

31 марта 2010, 19:00:00

Эти слова раскрывают деятельность образовательных учреждений по гражданско - патриотическому воспитанию учащихся в год 65-й годовщины Великой Победы.

Особое место в работе коллективов МОУ занимает городская творческая Эстафета «Я – наследник Победы», которая завершается 23 апреля фестивалем тематических программ школьных творческих коллективов «Поклонимся великим тем годам».

Сегодня же для гостей городского образовательного портала мы представляем материалы пятого этапа Эстафеты Победы, подготовленного учащимися, родителями и учителями школ №122, №133. Коллективы указанных школ работали с организацией «Память сердца», объединяющей детей войны, чьи родители погибли в грозные годы 1941-1945г.г.

Встреча «Кругом война, а этот маленький…» раскрывала высоконравственный подвиг всего советского народа. Учащиеся, учителя школ завершили тематическую композицию пожеланиями всем ветеранам и участникам встречи житейских радостей, душевного тепла и долгих лет жизни.

Материалы переданы А. Дьяконовой, педагогом – организатором школы №133. Методист Л.Ф.Токарь. Фотографии Г.В. Жуков. Все материалы даны в редакции составителей композиции.Информационная служба ММЦ. «Кругом война, а этот маленький…» Посвящается 65-летию Победы.

Цель: Формирование патриотической позиции. Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне. Задачи: рассказать и показать учащимся о роли детей в годы войны. Форма: музыкально-литературная композиция Методы: рассказ-беседа, показ слайдов, инсценирование. Оборудование: фотографии детей военных лет, музыкальное сопровождение (песни военных лет), песня «Священная война», из сообщения о вероломном нападении Германии на СССР (Левитан), фрагменты из фильмов. Оформление:

- на заднем плане сцены изображён орден Победы

- на занавесе - цифры 1941 – 1945; В зале звучат песни о войне. На экране идёт слайд «Война 2» (От героев былых времён) 1 ведущий: Вспомним время, когда юные ребята Окружили все военкоматы. Гнал домой девчат охрипший военком. Это было в сорок первом, а потом… 2 Ведущий: Вспомним, чтоб бойцов восславить, Чтобы людям всей земли отправить Заклинание, звучащее светло: Быть войны на свете не должно! 1 Ведущий: Добрый день, ребята, дорогие гости и уважаемые педагоги школы! Просим вас выключить мобильные телефоны до окончания мероприятия. Спасибо. Звучит в записи мелодия песни «Журавли» (музыка Я. Френкеля) Сегодня в нашем зале тепло от дружеской обстановки и тесно от близости эпох и поколений. К нам в гости пришли люди, которые на своих плечах вынесли тяготы страшной войны, прошли огромный жизненный путь с радостями и удачами, потерями и невзгодами. 2 Ведущий. В этом году мы отмечаем 65 годовщину праздника Победы. Дорогие ребята, я прошу всех встать и поприветствовать ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов тыла аплодисментами. Мы приветствуем : Григория Кузмича Войцеховского – свой боевой путь начал на 2 Украинском фронте автоматчиком, затем шофёром. Освобождал от фашистских захватчиков Румынию, Венгрию, закончил свой боевой путь в Чехословакии. 1 ведущий: Григория Васильевича Клепко – со школьной скамьи был призван в вооружённые силы. Служил в пятом гвардейском авиационном миноторпедном полку. Краснофлотец. 2 ведущий: В 2000 году в Челябинской области по указу Сумина была создана общественная организация. В неё входят дети, родители которых участвовали в ВОВ. С 26 февраля 2004 года в нашем городе существует общественная организация «Память сердца». Председателем этой организации является Раиса Харитоновна Фешкова. Её отец воевал в Карело-финской компании в 1939 году с Финляндией. С первых дней ВОВ участвовал в воздушных боях в частях ВВС. В1945 году пропал безвести. В октябре 2009 года Раисе Харитоновне вручена боевая награда отца – медаль «За Отвагу». 1 ведущий: Так же в нашем зале присутствуют представители этой организации - Галина Васильевна Хотеенкова – её семья о начале войны узнала на вокзале по дороге в г. Копейск. Отец сразу с вокзала ушёл добровольцем на фронт. Воевал в пехоте. Погиб под Сталинградом в 1942 году. 2 ведущий: Евгения Павловна Бродягина – её отец воевал в составе Кубанской дивизии, погиб в 1943 году. Мать участвовала в оборонительных работах. Копала окопы и противотанковые рвы. Сама Евгения Павловна в 8 лет была связной Кубанской дивизии. 1 ведущий: Галина Ивановна Митязова – В1942 году пропал безвести. Сведения об отце занесены в «Книгу памяти участников ВОВ Челябинской области» Все сели. Музыка стихает. На сцену выходят двое ребят. На экране слайд «Войною прерванное детство» Ученики: 1. Ею я узнал не из книжки - Жестокое слово - война! Прожекторов яростной вспышкой К нам в детство врывалась она. 2. Смертельными тоннами стали. Сиреной тревоги ночной. В те дни мы в войну не играли - Мы просто дышали войной. 2 Ведущий: Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, на переднем крае и в глубоком тылу, дома и в гостях у бабушки, а кого-то в пионерском лагере. Танец «А ну-ка, песню нам пропой весёлый ветер» Чтец: Такою все дышало тишиной. Что вся земля ещё спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной Всего каких-то пять минут осталось! Слайд «Медаль за бой» (Война 1941» Гремят взрывы (в записи), выходят мальчик и девочка Девочка: Что случилось, скажи мне, ветер Что за боль у тебя в глазах? Разве солнце не так уж светит, Или вянут травы в садах? Мальчик: Почему люди все на рассвете Вдруг застыли, раскрыв глаза? Что случилось, скажи нам, ветер, Неужели это война? 1 Ведущий: Много разных потрясений пережило человечество в 20 веке. Но такого ужаса, что принесло народам фашистское нашествие, ещё не знала история. 2 Ведущий: Великое истребление народов, великая бойня, каких ещё не знал мир. Наш народ назвал эту священную войну Великой Отечественной. Защищать Отечество поднялись и стар и млад. 1 Ведущий: 27 миллионов погибших, миллионы искалеченных, осиротевших, обездоленных. Среди них не только воины, но и дети – мальчишки и девчонки, не успевшие узнать, что такое жизнь, но познавшие страдание и взглянувшие в глаза смерти. Дети? Нет! Уже не дети. Старшеклассники танцуют ВАЛЬС 2 Ведущий: День обещал чудесным быть, Проснулось солнце. Нежно пели птицы. Приятно видеть дружеские лица, О будущем отчизны говорить. Как трудно после бала нам проститься. Но солнце встало. Надо расходиться. Как хорошо на свете жить!- Так думала она, в руке диплом сжимая. И радостная шла домой она, Не ведая о том, что началась война. Сообщение Левитана о начале ВОВ, затем звучит первый куплет песни "Священная воина " (музыка А. Александрова, стихи В. Лебедева-Кумача). Девочки одевают шинели на мальчиков, провожают их, уходят со сцены. Выходят учителя, исполняют песню «Ах, война, что ты подлая сделала?» 2 Ведущий: Горькую чашу пришлось испить в годы войны детям. Они гибли под бомбами и умирали от голода, сражались рядом со взрослыми, становились настоящими героями. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. 1 Ведущий: “Дети Великой Отечественной войны” — так их называют сейчас. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Они сейчас стали ветеранами — дети войны. 2 Ведущий: Некоторых ребят, а их очень даже немало, немцы увезли к себе в Германию и поместили в концлагерях. На этих детях ставили опыты преступники-врачи, а из вен выкачивали кровь для раненых немецких солдат, их отправляли в печи крематориев. Чтец: (читает стихотворение Мусса Джалиля «ВАРВАРСТВО») Они с детьми погнали матерей И яму рыть заставили, а сами Они стояли, кучка дикарей, И хриплыми смеялись голосами. У края бездны выстроили в ряд Бессильных женщин, худеньких ребят. Детей внезапно охватил испуг, Прижались к матерям, цепляясь за подолы. И выстрела раздался резкий звук, Прервав проклятье, Что вырвалось у женщины одной. Ребенок, мальчуган больной, Головку спрятал в складках платья Еще не старой женщины. Она Смотрела, ужаса полна. Как не лишиться ей рассудка! Все понял, понял все малютка. -- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи. Дитя, что ей всего дороже, Нагнувшись, подняла двумя руками мать, Прижала к сердцу, против дула прямо... Я, мама, жить хочу. Не надо, мама! Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? И хочет вырваться из рук ребенок, И страшен плач, и голос тонок, И в сердце он вонзается, как нож. -Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно. Закрой глаза, но голову не прячь, Чтобы тебя живым не закопал палач. Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. И он закрыл глаза. И заалела кровь, По шее лентой красной извиваясь. Две жизни наземь падают, сливаясь, Две жизни и одна любовь! 1 Ведущий: Этих детей уже почти никто не помнит. От них остались в концлагерных музеях груды отобранных кукол да ботиночки и туфельки невеликих размеров. Чтец: Занесенный в графу С аккуратностью чисто немецкой, Он на складе лежал Среди обуви взрослой и детской. Его номер по книге: «три тысячи двести девятый – Обувь детская. Ношена. Правый ботинок. С заплатой…» Как попал он сюда, в этот склад, В этот список проклятый, Под порядковый номер: «три тысячи двести девятый?» Неужели другой не нашлось В целом мире дороги, Кроме той, по которой Пришли эти детские ноги?! В это страшное место, Где вешали, жгли и пытали, А потом хладнокровно Одежды убитых считали? Здесь впитала земля Запах тлена и крови Сотен тысяч людей Разных наций и разных сословий… Среди сотен улик – Этот детский ботинок с заплатой, Снятый Гитлером с жертвы «три тысячи двести девятой». 2 Ведущий: Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности… Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои… Орлята Великой Отечественной войны!

(выходит группа детей, на экране идут слайды портретов пионеров-героев) включается 1 трек, звучит на протяжении всех слов о пионерах – героях. 1 чтец: Лёня Голиков. Не раз ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. Однажды убил фашистского генерала и доставил в штаб важные документы. Погиб. Присвоено звание героя советского союза посмертно. 2 чтец: Юта Бондаровская. Была связной и разведчицей. Переодевшись мальчишкой-нищим собирала по деревням сведения о фашистах и передавала их в отряд. Погибла. Награждена медалью «Партизану Отечественной войны» и Орденом «Отечественной войны» посмертно. 3 чтец: Марат Казей. Маму Марата повесили фашисты, мальчик стал разведчиком. Проникал во вражеские гарнизоны и добывал важные сведения. Минировал железную дорогу, в неравном бою подорвал себя и врагов последней гранатой. Погиб. Удостоен звания героя советского союза посмертно. 4 чтец: Зина Портнова. Участвовала в диверсиях и дерзких операциях против врага. Распространяла листовки, была выдана предателем. Её пытали, но Зина молчала. Во время зверского допроса схватила со стола пистолет и застрелила офицера. Погибла. Присвоено звание героя советского союза посмертно. 5 чтец: Валя Котик. Доставлял в отряд ценные сведения о врагах. Однажды вывел карателей к засаде полицаев. Гитлеровцы, приняв их за партизан, открыли бешеный огонь и перебили всех полицаев. Сами понесли большие потери. Погиб. Награждён орденами Ленина и Красного знамени посмертно. (выключить1 трек) 6 чтец: Юные, безусые герои! Юными остались вы навек, Перед вашим, вдруг ожившим строем, Мы стоим, не поднимая век. 7 чтец: Боль и гнев сейчас тому причина, Благодарность вечная вам всем, Маленькие, стойкие мужчины, Девочки, достойные поэм! 2 Ведущий: Это была война героев. Героем в ней был каждый. Пионерам-героям и всем детям войны, помогавшим завоевать Победу, посвящается песня о маленьком трубаче. «Песня о маленьком трубаче» Идут слайды 1 Ведущий: Кто помогал ковать нашу общую победу? Кто обувал, одевал, кормил и снабжал вооружением Красную Армию для борьбы с врагом? Ими были и взрослые, и совсем еще юные мальчишки и девчонки. Без выходных и отпусков, подставив под ноги снарядные ящики, они работали по 14-15 часов в сутки слесарями, токарями, фрезеровщиками на заводах, выращивали хлеб, чтобы накормить армию, сами при этом чаще всего недоедали. Дети рано взрослели, заменяя ушедших на фронт - старших братьев, отцов, матерей. В тылу они проявляли чудеса трудового героизма, поэтому получали награды. 2 Ведущий: За мужество и отвагу, проявленные в годы войны более 3,5 млн. мальчишек и девчонок были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза. Чтец: На развороченном пути. Стоит мальчишка лет пяти, В глазах расширенных истома, И щеки белые как мел. — Где твоя мама, мальчик? — Дома. — А где твой дом, сынок? — Сгорел. Он сел. Его снежком заносит. В его глазах мутится свет. Он даже хлеба не попросит. Он тоже знает: хлеба нет! 1 Ведущий: Дети войны… они помнят про то, как убегали на фронт и тосковали о школе... Или как продолжали учиться, несмотря ни на что. Еще они могут рассказать нам, как умирали от голода и пуль врага, их близкие люди. Чтец: Девчонка руки протянула И головой на край стола. Сначала думали — уснула, А оказалось — умерла... Никто не обронил ни слова, Лишь хрипло, сквозь метельный стон, Учитель выдавил, что снова Уроки — после похорон 2 Ведущий: Во второй мировой войне погибло 13 миллионов детей. Сколько белорусских, сколько польских, сколько русских? Погибли дети – граждане мира. В память о миллионах замученных, расстрелянных, сожженных и заживо погребенных объявляется "Минута молчания"). Прошу всех встать.Прошу всех сесть. Чтец: …Склонитесь и молод, и стар В честь тех, кто за счастье, Свою жизнь ради жизни отдал! Летнее небо над нами Горечью пахнет полынь, Черными колоколами Стонет бездонная синь. Стонет земною печалью Тех, чьи сердца не стучат. В память о тех, кто остался за далью Колокола не молчат… Звучит бой колоколов 1 Ведущий: Звенят колокола… их тягучий, морозящий душу гул воспринимается как набат. Он взывает не только к памяти погибших, ко всем живущим на земле, он призывает: «Люди! Не забудьте! Не допустите новых злодеяний фашизма!» Песня «Наследники России» 2 Ведущий: 2010 год – год празднования 65-летия великой Победы. Может, пора уже обо всем забыть и не тревожить старое? Нет, уроки прошлой войны нужно помнить, чтобы защитить будущее. 1 Ведущий: Мы живем в мире, строим планы, ставим перед собой цель и стремимся к ней. Но вдруг вспыхивает пожар войны. И все наши мечты и надежды превращаются в пепел. И приходится начинать сначала, залечивать старые раны и строить новую жизнь. Чтец: Мальчикам, играющим в войну, Я в больших ладонях протяну Два десятка взятых наугад Оловянных маленьких солдат. Ты смотри внимательней, дружок,- Тот без рук, а этот вот без ног. Третий черный, зубы лишь как мел, Видно, в танке заживо сгорел. На четвертом – ордена как щит, Он в Берлине в мае был убит. А вот этот на густой заре В сорок третьем утонул в Днепре. У шестого на глазах слеза- А вот этот вот совсем закрыл глаза Горсть солдат ребятам протяну- Не играйте, мальчики, в войну. Песня «Была война» Включается "Журавли» музыка Я. Френкели (без слов). Выходят чтецы. На фоне музыки читаются стихи. 1 чтец: Я недавно смотрела старый фильм о войне И не знаю, кого мне спросить, Почему нашим людям и нашей стране Столько горя пришлось пережить. Почему сыновья не вернулись домой. Столько жен потеряли мужей? Отчего красны девицы ранней весной Шли гулять без любимых парней? 2 чтец: Дети детство узнали в руинах домов. Эту память вовек не убить, Лебеда - их еда и землянка - их кров. А мечта - до Победы дожить. Я смотрю старый фильм, и мечтается мне, Чтобы не было войн и смертей, Чтобы мамам страны не пришлось хоронить Вечно юных своих сыновей. Исполняется песня «Служить России» 2 Ведущий: "Я родом из детства" – говорил о себе Антуан де Сент Экзюпери. Так должен вспоминать о себе каждый человек. Нельзя, чтобы детство называлось войной, как нельзя быть черному солнцу над детской головой, так напоминающей наш маленький земной шар. 1 ведущий: Мы благодарны вам, уважаемые ветераны Великой Отечественной войны, вам, ветераны тыла за чистое мирное небо, за счастливое детство, мы горды за вашу Победу. Здоровья, счастья вам и вашим близким. Включается песня «Не отнимайте солнце у детей», идут слайды о мирных детях. Под мелодию песни учащиеся вручают ветеранам цветы Затем выходят все участники сценария. 1 ведущий: Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем. 2 ведущий: Пусть память верную о ней Хранят, об этой муке И дети нынешних детей, И наших внуков внуки… 1 ведущий: Мы приглашаем представителей школы 126 для передачи знамени эстафеты Победы. (передают знамя) 2 ведущий: Наша встреча подошла к концу, благодарим всех за внимание. Звучат военные песни.

Информационная служба ММЦ.