Муниципальное казённое учреждение
"Центр обеспечения деятельности образовательных учреждений"

Седьмой этап Эстафеты «Я – наследник Победы» проходил 13 апреля в школе № 125

14 апреля 2010, 19:00:00
СЦЕНАРИЙ «С «лейкой» и блокнотом…» (Мероприятие в рамках городской эстафеты Победы) Фанфары. Выходит директор.

В.П. Добрый день! Мы рады приветствовать в нашем зале всех участников городской эстафеты Памяти «Я – наследник Победы!» Сегодня наша 125-я школа проводит заключительный этап эстафеты – литературно-музыкальную композицию «С «Лейкой» и блокнотом…», в которой речь пойдет о военных корреспондентах. У нас в гостях – ветераны Великой Отечественной войны. Встречайте!

Под звуки марша в зал в сопровождении детей входят ветераны. Зал приветствует их стоя

В.П. Прошу садиться. Я рада представить вам наших гостей. Повитухин Юрий Николаевич – председатель городского Совета ветеранов. Клепко Григорий Васильевич – участник боев Истребительного батальона РОНКВД Винницкой области с марта 1944 года. Награжден Орденом «Отечественной войны 2 степени», медалями «За безупречную службу», «За Победу над Германией». Кривоногов Иван Васильевич – старший лейтенант. Участник войны с Японией в составе Дальневосточного фронта. Награжден орденом «Отечественной войны 2 степени», медалями, в том числе и «За Победу над Японией». Мельников Николай Дмитриевич – во время Великой Отечественной войны боролся с бандитизмом. Награжден орденами «Отечественной войны 2 степени», «Красной Звезды» и медалью «За добросовестный труд в Великую Отечественную войну». Работал в нашей школе преподавателем начальной военной подготовки. Палкин Николай Георгиевич. Воевал на Карельском фронте в морской бригаде. Награжден Орденом «Отечественной войны 2 степени», медалями «За боевые заслуги», «Маршала Жукова». Почетный гражданин города Снежинска, директор 1 школы нашего города. Саблин Николай Алексеевич – участник Сталинградской битвы. Награжден Орденом «Отечественной войны 2 степени», медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За Победу над Германией», «За безупречную службу перед Отечеством».

Каждому ветерану после представления вручается подарок и цветы Песня «Буду военным»
Выходят ведущие 1, 2 Фонограмма: «Эх, дороги»
Ведущий 1: Меньше месяца осталось до празднования 65 лет Победе в Великой Отечественной войне, которую вел весь наш народ с фашистскими захватчиками. В рамках эстафеты Победы в нашем городе мы узнали о фронтовых санбатах и о военно-морском флоте, об авиации и танковых войсках, стали участниками литературно-музыкальных композиций «Музы в шинелях» и «В списках не значился», вместе переживали за судьбы детей в годы войны. Но все эти героические моменты истории Великой Отечественной стали известны нам благодаря военным корреспондентам, которые с первого дня войны и до ее победного завершения шли плечом к плечу с бойцами на всех фронтах, от Арктики до Кавказа, от Волги и до Берлина. По-солдатски отважно, порою не щадя жизни, вели они фотосъемки, старались запечатлеть героический образ советского воина, показать суровую правду войны. Ведущий 2: «От Советского информбюро». Этими словами в годы Великой Отечественной войны начинались передачи по радио, эти слова были в заголовках центральной и местной прессы. Кроме того, сводки Совинформбюро многократно перепечатывались в листовках партизан, переписывались ими от руки. Фонограмма Утесова: «Песня фронтовых корреспондентов» с 45 сек Ведущий 1: (После 1 куплета) Слова этой далекой от нас и неизвестной нам, школьникам, песни с удивительной точностью передают те события и ту атмосферу, в которой приходилось работать фронтовым корреспондентам, чтобы донести правду о войне. Именно о войне, а не про войну. Это начинаешь понимать, когда читаешь их статьи, знакомишься с фотографиями, кинолентами. А последние слова ее:

А не доживем, мой дорогой,

Кто-нибудь услышит,

Снимет и напишет,

Кто-нибудь помянет нас с тобой - звучат как завещание нам, наследникам Победы, добытой нашими солдатами 65 лет назад в кровавых сражениях. Ведущий 2: Фронтовые корреспонденты оставили нам документальные свидетельства жесточайшей войны, которых не найти в учебниках, но их читателями и зрителями были более 300 млн. граждан великой страны.

От Москвы до Бреста

Нет такого места,

Где бы ни скитались мы в пыли,

С «лейкой» и с блокнотом,

А то и с пулеметом

Сквозь огонь и стужу мы прошли… В 1943 году Константин Симонов написал эти строки о своих коллегах. Сейчас, возможно, не все знают, что Leica – это марка фотоаппарата. Ведущий 1: Военным корреспондентам важно было показать, что такое война, чего она стоила людям, что решалось для нас в той смертельной схватке, и какими были на войне сами люди, что помогало им в нечеловеческом напряжении выстоять и победить. Чем дальше уходят те годы, чем меньше становится людей, решавших тогда судьбу страны, тем все более значимым представляется все то, что сохранила для нас память очевидцев тех жестоких дней, память, запечатленная в статьях, фотографиях фронтовых корреспондентов. Ведущий 2: Во всем мире известно имя Евгения Халдея. Все 1418 дней войны он прошел с фотокамерой от Мурманска до Берлина. Участвовал в освобождении Севастополя, штурме Новороссийска, Керчи, освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии, взятии Берлина. Его фотографии обошли весь мир. Особенно знамениты его снимки "Знамя над Рейхстагом", "Первый день войны", "Севастополь. 1944 год", "На Берлинском направлении", "Потсдам", "Нюрнберг 1946 года".

Музыка сходит на «нет»
Выходят ведущие 3, 4 Фонограмма: «Нам нужна одна победа»

Ведущий 3: Корреспонденту «Правды» Петру Лидову старый крестьянин рассказал, что в соседней деревне немцы повесили молоденькую девушку. «Они ее вешают, а она им все грозит, что Красная Армия победит». После этого один офицер замахнулся, а другие закричали на нее. Затем она сказала: «Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты! Пока не поздно, сдавайтесь в плен! Советский Союз непобедим и не будет побежден!» Ведущий 4: Потом подставили ящик. Она без всякой команды сама встала на него. Подошел немец и стал надевать петлю. Она в это время крикнула: «Сколько нас не вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов. Но за меня вам наши товарищи отомстят». Это она сказала уже с петлей на шее. Она хотела еще что-то сказать, но в этот момент ящик выбили из-под ее ног.

Фонограмма: «В землянке» - минус

Ведущий 3: Очерк «Таня» о смелой партизанке, настоящее имя которой Зоя Космодемьянская, своей страстной силой художественного слова произвел сильнейшее впечатление на читателя. Вот что писала автору группа фронтовиков: «Сейчас ночь, темная и грозная. Нас пятеро, командиров Красной Армии. Сидим мы в землянке. Бой давно стих, а с рассветом он начнется заново. Нам бы поспать, но спать невозможно. Все мысли о прочитанном. Никогда ничего не читали мы так страстно, так горячо». Ведущий 4: Приведем еще один из отзывов тех дней: «Если бы Лидов за всю войну написал только «Таню», он бы выполнил свой долг перед народом, перед своей Родиной. Очерк о Тане прочитал весь народ. И как это всегда бывает, героиня, девушка-школьница, начала облекаться во что-то легендарное, богатырское. В Тане увидели то бессмертное, то нетленное, то легендарное и великое, что есть в душе народа. Наш народ никогда не забудет и того, кто открыл нам Таню, — Петра Лидова».

Музыка сходит на «нет»

Ведущий 3: 22 июня 1944 г. – 3-я годовщина начала войны и последний день жизни Петра Лидова. Ночью – редкий по тем временам, но необычайно жестокий налет на аэродром. Американцы прячутся в блиндажах. К пулеметам кидаются лишь трое – Лидов и фотокорреспонденты газеты «Правда» Странников и Кузнецов. Утром, когда все кончилось, лейтенант особого отдела вытащил из нагрудного кармана одного из убитых две небольшие книжечки. На одной: «Петр Александрович Лидов, военный корреспондент газеты «Правда». На другой: «Всесоюзная коммунистическая партия большевиков».

Песня: «Письмо из 45-го»
ведущие 5, (после стихотворения) 4 Фонограмма «Священная война»

Ведущий 5:

Пусть не все герои,— Те, кто погибли,— Павшим вечная слава! Вечная слава!!! Вспомним всех поименно, Горем вспомним своим... Это нужно не мертвым! Это надо — живым! Вспомним гордо и прямо Погибших в борьбе... Есть великое право: Забывать о себе! Разве погибнуть ты нам завещала, Родина? Жизнь обещала, Любовь обещала, Родина. Разве для смерти рождаются дети, Родина? Разве хотела ты нашей смерти, Родина? Пламя ударило в небо! — ты помнишь, Родина? Тихо сказала: «Вставайте на помощь...», Родина. Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина. Просто был выбор у каждого: Я или Родина. Самое лучшее и дорогое — Родина. Горе твое — это наше горе, Родина. Правда твоя — это наша правда, Родина. Слава твоя — это наша слава, Родина! Войну мы должны сокрушить. И не было гордости выше, И не было доблести выше — Ведь кроме желания выжить Есть еще мужество жить!
Музыка сходит на «нет»

Ведущий 4: Корреспонденты – рядовые информационного фронта – сумели выиграть в тяжелейших условиях информационную войну. Их было немного – чуть больше 1000, из них 471 корреспондент погиб на фронте, там, где они оказались не по приказу, а по долгу патриотов Родины.

Выходят ведущие 6, 7 Фонограмма «Друзья-однополчане»

Ведущий 6: Илья Эренбург был блестящим публицистом. Главный жанр – статья, вернее, эссе. Никто не достигал тут тех высот, которые были доступны ему. Статьи Эренбурга были неотъемлемой частью великой народной войны против фашизма, он выражал чувства и мысли людей, сражавшихся с захватчиками, их веру в победу, был их голосом. Ведущий 7: Вот свидетельство военной поры – сорок четвертого года: в одном из больших объединенных партизанских отрядов существовал пункт приказа: «Газеты после прочтения употреблять на раскурку, за исключением статей Ильи Эренбурга». Это поистине самая краткая и самая радостная для писательского сердца рецензия. Ведущий 6: Илья Эренбург работал на износ, смертельно уставал – ведь когда началась война, ему было уже пятьдесят. Перу корреспондента газет «Правда», «Красная звезда» и Совинформбюро принадлежит свыше полутора тысяч статей. В самый разгар войны, в 1943 году, в одной из статей он писал: «Война переселяет людей и сердца. В мирное время газета – осведомитель. В дни войны газета – воздух. Люди раскрывают газету, прежде чем раскрыть письмо от близкого друга. Газета теперь письмо, адресованное лично тебе. От того, что стоит в газете, зависит и твоя судьба». Ведущий 7: Илья Эренбург написал для Совинформбюро за годы войны свыше трехсот статей, вызвавших широкий резонанс как в СССР, так и на Западе. Его в те годы называли "европейским публицистом номер один". Это ему принадлежит авторство лозунга "Убей немца!". Нацистская пропаганда дала писателю прозвище "домашний еврей Сталина", а Адольф Гитлер лично распорядился поймать и повесить Эренбурга. Ведущий 6: В страшном июле 1942 года Эренбург написал стихотворение, в котором слились вместе отчаяние и надежда.

Они накинулись. Неистовы,

Могильным холодом грозя,

Но есть такое слово «выстоять»,

Когда и выстоять нельзя… Ведущий 7: Выстоять – этим призывом, этим чувством, этой верой проникнута вся публицистика военных лет Ильи Эренбурга. И в исторической памяти народа остались его статьи. Они помогли нам выстоять, когда и выстоять было нельзя. Выстоять в жестокой, кровавой войне и одержать победу над захватчиками. Они поистине были боеприпасами…

Песня: «Обелиски»
Выходят ведущие 8, 9 Фонограмма «Синий платочек»

Ведущий 8: Фронтовые кинооператоры Великой Отечественной войны – летописцы, хроникеры войны. От них требовалась особая выдержка, хладнокровие, смелость, поскольку снимали зачастую в самых горячих местах в наступлении, на плацдармах, в партизанских отрядах. Фронтовые кинооператоры не стреляли без необходимости, не бросали гранат, но находились на передовой вместе с солдатами, работали обычно парами. Использовали кинокамеры «Аймо» и «Лейка». Ведущий 9: Всего в годы войны было 258 фронтовых операторов, многие из которых погибли в войну: почти каждый был ранен, каждый второй тяжело ранен, каждый четвертый погиб. В настоящее время живы Школьников Семен Семенович, проживает в Таллине, Соколов Борис Александрович, Москва, Каюмов Малик Каюмович , Ташкент. Ведущий 8: Часто оператор не был сторонним наблюдателем. Например, переброшенный в авиационную часть под Полтаву, Семен Школьников снимал линию фронта с самолета Ил-2. На этой машине он мог сидеть только в кабине стрелка-радиста, прикрытый плексигласом. Когда фашистский самолет подходил к хвосту, пришлось стрелять из пулемета. Ведущий 9: Уинстон Черчилль в личном и секретном послании Иосифу Сталину от 28 марта 1943 года отметил: «Вчера вечером я видел фильм «Сталинград». Он прямо-таки грандиозен и произведет самое волнующее впечатление на наш народ». Ведущий 8: Они снимали смерть. Их оружием были кинокамеры. За годы войны фронтовые кинооператоры сняли около 3,5 тысяч километров кинопленки – если бы состоялся просмотр всего отснятого, то киносеанс длился бы без перерыва более ста суток. Ведущий 9: Много лет спустя, когда Америка увидела фильм «Неизвестная война» фронтового оператора Романа Кармена, газета «Стар» написала: «Ни одна картина не смогла передать так мощно и так живо всю разрушительность войны. Этот фильм в изображении борющейся России не имеет себе равных. Кадры, снятые непосредственно на полях сражений мужественными кинооператорами и бесстрашно делавшими свое огромное важное дело, выходят по своему значению далеко за пределы исторической хроники». Ведущий 8: Шутка такая на фронте была: «Кинооператор ошибается только один раз». Это были поистине героические люди. Очерк или повесть можно написать со слов воинов. А чтобы снять кинохронику боевой атаки, надо самому идти в бой. Причем, в первых рядах, иначе что же снимешь? При этом ты беззащитен. Конечно, у тебя есть пистолет в кобуре или автомат на плече. Но руки-то заняты, они держат кинокамеру. Вот и погибали, падали на сыру землю навсегда. Ведущий 9: В 1942 году в Москву на киностудию привезли пленку, снятую кинооператором Иваном Пановым. Он шел в атаку рядом с автоматчиком Мишей Уваровым. И пленка запечатлела упавшего, сраженного бойца Уварова. А другой снаряд скосил молоденькую березку, и она падала на Мишу. Так они вместе и погибли – русский солдат и русская березка. Великие кадры. Погиб и сам Иван Панов. Только его гибель снять было некому.

Музыка сходит на «нет»
Выходят ведущие 10, 11 Фонограмма «Песня фронтовых корреспондентов» до 45 сек.

Ведущий 10: Писатель Константин Симонов как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. Как корреспондент К. Симонов мог передвигаться в прифронтовой зоне со свободой, фантастической даже для любого генерала. Иногда на своем автомобиле он ускользал буквально из клещей окружений, оставаясь чуть ли не единственным уцелевшим очевидцем исхода боя. Ведущий 11: В военной печати К. Симонов зарекомендовал себя первоклассным журналистом, мастером боевых очерков, корреспондентом с переднего края. В «Красной звезде» он занял одно из ведущих мест. В Сталинград Константину Симонову предложил лететь редактор «Красной звезды» - Ортенберг. В прифронтовой полосе Симонов написал очерк «Солдатская слава» по рассказам людей, которые вышли из боев. А в самом Сталинграде К. Симонов пишет еще два очерка: «Бой на окраине» и «Дни и ночи», где он впервые показал общую картину героически сражавшегося города. Ведущий 10: В мае 1977 года, за 2 года до смерти талантливого писателя и поэта Константина Симонова, состоялось его интервью Василию Пескову, журналисту послевоенного поколения. Речь шла о времени, когда Симонов был военным корреспондентом.

Выходят 2 ведущих Фонограмма «Моя любимая»

Песков: Вспомните первые дни войны. 3 июля Иосиф Виссарионович Сталин выступил с речью. В чем была ее сила? Симонов: Это было время мучительных размышлений, недоумений. Боли – что происходит? Речь ставила все на свое место. Читать ее было тяжело: для всех обнаружился колоссальный разрыв, который существовал между официальными сообщениями и действительным положением дел на занятой немцами территории. И все-таки речь ободряла. Появилась определенность. Была сказана полная правда, ничто не пряталось, ничто не скрывалось. В тот день мы увидели: над страной нависла смертельная опасность. Но сказать эту жестокую правду – значит, засвидетельствовать свою силу. Любопытное совпадение. Как после выяснилось, начальник германского генерального штаба Гальдер в своем дневнике 3 июля записал: «Не будет преувеличением сказать, что кампания против России выиграна». Сталин, как свидетельствует его речь, в этот день, 3 июля, считал, что борьба не на жизнь, а на смерть только начинается. Песков: Не припомните ли вы какую-нибудь встречу с немцами? Симонов: Разговоры с немцами были. Для меня тогда мучительно важно было понять: что же такое немец? Почему лежала сожженной Смоленщина, почему были виселицы и рвы, забитые расстрелянными? Вздором было считать, что сами немцы потеряли все человеческое. Я обнаружил у них в абсолютной сохранности все нормальные человеческие чувства по отношению к своим. К немцам. Я понял: среди них не больше садистов или прирожденных убийц, чем во всяком другом народе, среди них достаточно добродушных, сентиментальных, мягких людей. Но все это проявлялось только по отношению к своим. Нас же они поставили вне пределов действия человеческих законов. Они смотрели на нас, как смотрят на щенят: «Одного оставить, а этих можно утопить». И это сделал с немцами фашизм. Вот почему война была для всего нашего народа вопросом жизни и смерти. Вот почему в 42-м я писал:

Музыка обрывается

Так убей фашиста, чтобы он,

А не ты на земле лежал,

Не в твоем дому чтобы стон,

А в его по мертвым стоял.

Так убей же хоть одного!

Так убей же его скорей!

Сколько раз ты увидишь его,

Столько раз его и убей! Тогда эти строчки были очень нужны.

Продолжается фонограмма «Моя любимая»

Песков: Что для Вас, журналиста, было самым тяжелым в войну? Симонов: Уезжать от людей в критической для них ситуации... Песков: О чем говорили солдаты с корреспондентом, прибывшим из Москвы? Симонов: О многом. Однажды офицеры одного полка с горечью показали, письмо, пришедшее только что убитому лейтенанту. Его жена из города Вичуга писала мужу на фронт, что у нее «сложилась» другая жизнь… И просила не присылать ей офицерский паек. Я помню горечь и возмущение людей, просивших меня ответить на это письмо. Я ответил…

Музыка сходит на «нет»
Выходит ведущий 12 Фонограмма «Темная ночь»

Ведущий 12:

Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души... Жди. И с ними заодно Выпить не спеши. Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: - Повезло. Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой,- Просто ты умела ждать, Как никто другой.
Выходят ведущие 13, 14 Фонограмма «Триумф победителей»

Ведущий 13: Прошли годы, наступило мирное время. Но труд военных корреспондентов и до сегодняшнего дня востребован. Каждый фото-, кинодокумент той поры, каждая статья, каждое выступление в прессе как бы говорит: бедствия, страдания, принесенные войной, не должны повториться. Ведущий 14: Из статьи Ильи Эренбурга «Утро мира», опубликованной в газете «Правда» 10 мая 1945 года: «Мы не мечтаем о мести. Ведь никогда советские люди не уподобятся фашистам, не станут пытать детей или мучить раненых. Мы ищем другого: только справедливость способна смягчить нашу боль. Мы хотим уничтожить фашистов: этого требует справедливость… Мы думаем о нашей земле, о нашем труде, о наших семьях. Мы научились ненавидеть, потому что мы научились любить… Издавна говорят, что победители великодушны. Если можно в чем-то попрекнуть наш народ, то только не в недостатке великодушия. Мы не воюем с безоружными, не мстим неповинным. Но мы помним обо всем, не остыла и не остынет наша ненависть к палачам, к вешателям и поджигателям… Так думают, так чувствуют все граждане нашей Родины, все честные люди мира».

Слово ветеранам: Председатель Совета ветеранов Ю.Н. Повитухин Песня «Вальс Победы» Фейерверк на экране

В.П. На этом заключительный этап эстафеты Победы завершен. Но последнюю точку мы поставим 23 апреля, когда на фестивале творческих коллективов «Поклонимся великим тем годам» мы передадим на хранение в городской Совет ветеранов альбом с отчетом о проведенных в каждой школе мероприятиях и погон – переходящий атрибут эстафеты «Я – наследник Победы!» Благодарим за внимание.

Материал дан в редакции авторов сценария

Информационная служба ММЦ.