Муниципальное казённое учреждение
"Центр обеспечения деятельности образовательных учреждений"

Сценарий театрализованной постановки «Музы в шинелях», посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне

15 февраля 2010, 19:00:00

05 февраля во Дворце творчества детей и молодёжи им. В.М Комарова встретились с ребятами и педагогами школы №117 учащиеся, учителя, ветераны Отечественной войны и труда, т.е. все те, кто участвует в городской эстафете « Я - наследник Победы», посвящённой 65-летию Великой Победы.

На тематической встрече, названой организаторами «Музы в солдатских шинелях» был убедительно представлен вклад артистов и художников, драматургов и кинематографистов, композиторов, писателей и поэтов во всенародную Победу в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов.

Коллективу учащихся, учителей школы №117 удалось в представлении, написанном Е.А. Суровой уважительно, искренне тепло и взволнованно доказать, что «…музы в грозные годы войны не молчали». В зале не было равнодушных ни во время чтения стихов Окуджавы, ни в минуты исполнения педагогами, учащимися частушек и песен военного времени. Ветераны не стеснялись смахнуть с лица слёзы воспоминаний и радости жизни, мир, для которой они завоевали не только на передовой линии огня и в тылу, но и в творческом подвиге армии представителей многонационального советского искусства и культуры периода грозных лет войны и в послевоенное время.

Вашему вниманию, уважаемые посетители сайта «65 лет Великой Победы», информационная служба ММЦ представляет авторский сценарий театрализованной постановки «Музы в шинелях», посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне (МОУ «СОШ № 117», автор сценария Е.А. Сурова, педагог-организатор школы).

Л.Ф. Токарь, методист ММЦ. Сценарий театрализованной постановки «Музы в шинелях», посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне (МОУ «СОШ № 117», педагог-организатор Е.А. Сурова)

Сцена 1. Начало

(фонограмма_________________)

Вступительное слово – О.А. Степовик.

Открывается занавес.

Н. Иванова-Калюжная (фортепиано)

По окончании выходят с разных сторон администратор филармонии и художественный руководитель. Подходят к музыканту.

А. Наталья Михайловна, как всегда божественно! М. Спасибо…Спасибо… (собирается уходить за кулисы) А. Не забудьте, у вас завтра выступление на съезде передовиков производства…

Музыкант уходит за кулисы.

А. Елена Андреевна, пожалуйста, создайте этому товарищу все условия для работы Х. Создадим, Виолетта Федоровна, не беспокойтесь, я же все понимаю… А. График выступлений на месяц составили? Х. Да, вот посмотрите (протягивает лист бумаги) В первых числах у нас Ленком, затем гастроли Театра оперы и балета имени Кирова, в середине месяца обещала дать серию концертов Ленинградская филармония, ну и к концу месяца мы надеемся привести украинский ансамбль песни и пляски. А. Очень хорошо, а как насчет выставок? Х. Художественное училище обещало прислать работы своих выпускников…

(Выбегает взволнованная девушка, срывает с себя косынку)

Д. Товарищи… Товарищи… Р. Что случилось, Зоя, на вас же лица нет? Д. Сейчас по радио…..передали… На нашу страну… напали…

Люди замолкают, замирают в недоумении Фонограмма________________ Видеоролик « Начало войны»

Ю. Тысячи фашистских орудий внезапно открыли огонь по советским пограничным заставам, по войсковым штабам, узлам связи и районам расположения частей и соединений Красной Армии. Армады бомбардировщиков обрушили свой смертоносный груз на города Прибалтийских республик, Белоруссии, Украины и Молдавии, на военные объекты в приграничной зоне. Гитлеровцы вторглись на советскую землю.

По окончании видеоролика

Х. И что же теперь будет дальше?А. А дальше….ВОЙНА…

Стихотворение Б. Окуджава «Глас трубы над городами»

Глас трубы над городами, Под который, так слабы, И бежали мы рядами И лежали как снопы. Сочетанье разных кнопок Клавиш, клапанов, красот; Даже взрыв, как белый хлопок, Безопасным предстает. Сочетанье ноты краткой С нотой долгою одной – Вот и все, и с вечной сладкой Жизнью кончено земной. Что же делать с той трубою, говорящей не за страх с нами, как с самой собою в доверительных тонах? С позолоченной под колос, С подрумяненной под медь? Той трубы счастливый голос Всех зовет на жизнь и смерть.

Сцена 2. Агитбригада

(фонограмма_____________________)

Из разных кулис выходят: женщина, подросток, девушка, военный. Военный подходит к прибывшим, разворачивает список.

В. Черных Зинаида Ивановна – кинщица. З.И. Киномеханик я, дядя, а не кинщица. В. Без разницы, зарегистрированы где? З.И. Вольная я, совсем даже свободная. В.Следующая. Игнатовская Вера Владимировна. В.В. Я из Ленинграда, спецпереселенка. В. Знаю. Артистка, вижу. Р. Учащийся Скворцов Раднэр Петрович, я, знаете ли, тоже спец. В. Понятно, а что за имя такое? Р. Раднэр – это сокращенно, а если полностью Радуюсь Новой Эре. В. Понятно. Значит так. Вся страна напрягает силы на разгром подлого врага. И у нас даже люди искусства не покладают рук. Поручаю вам провести ответственную агитработу. (подходит к актрисе) Вы танцуете? В.В. Я пою. В. Отлично. В. Ну а вы, товарищ киномеханик, что у вас с репертуаром? З.И. «Свинарка и пастух», «Бесприданница»… Что дают, то и кручу. В. А что-нибудь боевое есть? З.И. Боевого нет, есть «Чапаев». В. Нужно, чтоб было. Понятно? Все. Понятно. В. Айда все на мероприятие (Все уходят со сцены)

Фонограмма______________

Выходит военный с медалью на груди.

В. Всем внимание! Сообщаю информацию. Наши войска не пустили врага в Москву, разбили его под Сталинградом. Победы наши продолжаются и еще долго будут продолжаться. И об этом мы вам сейчас покажем киножурнал. А наша артистка, Вера Владимировна, вам споет.

(фонограмма _______________________)

Видеоролик «Киножурнал» + фонограмма «Незабудка»

Во время показа на сцене «поет» женщина.

Стихотворение Б. Окуджава «Проводы у военкомата»

Вот оркестр духовой. Звук медовый. И пронзителен он так, что-ах… Вот и я, молодой и бедовый, С черным чубчиком, с болью в глазах. Машут ручки нелепо и споро, крики скорбные тянутся вслед, и безумцам из черного хора нарисован грядущий сюжет. Жизнь музыкой бравурной объята – Все о том, что судьба пополам, и о том, что не будет возврата ни к любви и ни к прочим делам. Раскаляются медные трубы – Превращаются в пламя и дым. И в улыбке растянуты губы, Чтоб запомнился я молодым.

Сцена 3. Частушки (фонограмма_________________)

Из разных кулис выходят бойцы.

Б 1. Ну, что там с обедом? (кричит в кулисы) Эй, кухня, когда кормить будешь? Б 2. Эх, сейчас бы щец, да с потрошками, да с кислой капустой… Б 3. Говори спасибо, что каша есть. Б 1. Да, нынче без изысков. В нашем положении и каша за щи сойдет. Б 2. Эй, Андрюха, а ты чего загрустил? Б 4. Мамкины пирога вспомнил. Бывало, испечет на праздник… Сядем всей семьей за стол, скатерть новая, и ну о жизни разговаривать. А сестры апосля еще песню затянут… Красота, аж дух захватывает. Б. А у нас дома частушки в ходу были. Деревушка маленькая. Соберемся, бывало, во дворе у деда Никифора и поем до утра. Б 4. Будет ли еще такое время…. Б 1. Ну, развели тут грусть-тоску. А кстати. Ребятня наша где? У кухни, небось, околачивается… Эй, мальцы!

Выходят три мальчика в военной форме.

Б 1. А ну, пацаны, заглушим залихватской песней урчание желудков! Б 2. Давай наши, красноармейские!

Фонограмма «Частушки»_________

Красноармейские частушки.

Ты сыграй, моя гармошка, Да на полный разворот, Как советские гвардейцы Взяли фрицев в оборот! Били наши батальоны Самого Наполеона, Ничего нет хитрого, Что побьем и Гитлера! Ходит немец по тропе – Слезы так и капают. Помнит он о пункте «П» - Ноги сами драпают! Не жалей свинца, товарищ, Бей фашиста-сатану, На Неве его ударишь – Отзовется на Дону! Как туман рассеется, Наш сапер прицелится, Только выглянет фашист – «Брысь!» и не шевелится! Гитлер вздумал угоститься – Чаю тульского напиться. Зря только позарился — Кипятком ошпарился! Гордо реет красный флаг - Сами его ставили, Уничтожен будет враг По приказу Сталина!

Стихотворение Б. Окуджава «Ах, трубы медные гремят»

Ах, трубы медные гремят, Кружится воинский парад – За рядом ряд, за рядом ряд Идут в строю солдаты. Не в силах радость превозмочь, Поет жена, гордится дочь, И только мать уходит прочь… Куда же ты, куда ты? И боль, и пыль, и пушек гром… Ах, это будет все потом, Чего ж печалиться о том – А может, обойдется? Ведь нынче музыка – тебе, Трубач играет на трубе, Мундштук трясется на губе, Трясется он, трясется.

Сцена 4. Довоенная танцплощадка.(фонограмма___________________)

На сцену строем выходят девушки в военной форме.

Д 1. Девчонки, почту привезли! Даша, тебе письмо… Вера, и тебе письмо (не отдает) Наверное, от того лейтенанта… Ну скажи, от него? Д 2. Отдай! Д 3. Смотрите, девочки, пластинки! Все. Дай мне!!!!! Д 4. А давайте послушаем, у нас и патефон есть.

Одна из девушек ставит пластинку в патефон.

Фонограмма_________

Д 1. А под эту мелодию мы до войны с родителями в саду гуляли. Папа мне мороженое покупал, а маме цветы. День еще такой теплый был… И пахло сиренью.

Девушки танцуют.

Девушка меняет пластинку в патефоне

Фонограмма___________

Д 2. А эту песню все на танцах у нас крутили. Мы с девчонками пораньше с учебы сбежим и на танцплощадку. А там военный оркестр… Ах, какой там был трубач, совсем мальчик… Где он сейчас? Может и погиб уже…

Девушки танцуют.

Девушка меняет пластинку в патефоне

Фонограмма___________

Д 3. Ой, а эту мелодию я с самого детства помню. До войны у нас дома всегда много народу собиралось. Стихи, музыка, разговоры… И бабушка с дедушкой танцуют танго…

Девушки танцуют.

Девушка меняет пластинку в патефоне

Фонограмма___________

Д 4. А у нас перед самой войной пианист выступал во Дворце культуры. Не один приезжал, с оркестром. Как сейчас помню: высокий, в черном фраке, симпатичный… Поговаривали тогда из самой столицы.

Девушки танцуют.

Девушка меняет пластинку в патефоне

Фонограмма___________

Д 5. А эта пластинка у нас каждое воскресенье во дворе играла. Соседка из дома напротив патефон в окно выставит. Сама сядет с краешку и молодость вспоминает… А мы смотрим на нее, смеемся и не понимаем, почему ей так грустно…

Девушки танцуют.

Девушка с пластинкой подходит к микрофону.

Д 6. Ну хватит грустить. Смотрите лучше, что я нашла… Уж без этой-то мелодии ни одни танцы не обходились.

Девушки танцуют.

Стихотворение Б. Окуджава «С войной мы стали вдруг взрослее»

С войной мы стали вдруг взрослее, А дни не ждут: скорей, скорей… С недолгой юностью своею Я распрощался на заре. Прощай! И затихали речи. Как будто слов запал иссяк, И шла, и шла ко мне навстречу Земля, о помощи прося. Сожженный дом, изрыто поле, Народ, бредущий на восток… Мне душу тот пейзаж изжег. Я был как будто крепко болен, А боли той унять не мог. Но как издревле, как когда-то В походах трудных повелось. Меня усталые солдаты Лечили песнями до слез. Не отыскать сильнее средства, И драгоценней всех даров Мне было верное соседство Тех бездипломных докторов. Не потому, что был на диво Хорош мотив и ночь плыла, А потому, что с тем мотивом Мне в сердце Родина вошла. И обожгла своей любовью, Печалью горькую до дна: И понял я, что нам обоим Судьба назначена одна. Судьба земли, войной объятой, Побед размеченные дни… Ах, песни, песни. Сколько правды Тогда раскрыли мне они.

Сцена 5. В бой идут одни старики.фонограмма___________________)

Выходит капитан Титаренко.

Т. А я не понял, где пополнение?

Появляется другой военный.

В. Товарищ, капитан, пополнение прибыло

Т. А я-то думал, самим справляться с врагом придется.

Новички выстраиваются в одну шеренгу.

Т. Так что там нового на музыкальном фронте? Н 1. "На солнечной поляночке". Т. Слышал Н 2. "Синий платочек" Т. Ясно Н 3. "Землянка" Т. Хорошая песня. А что это вы там напевали? Н 3. "Смуглянку", товарищ командир. Т. Слова знаете?.. Да не робей, "Смуглянка", ты же истребитель. Т. Какое училище? Н 1. Оренбургское... Ускоренный выпуск. Т. Ясно... Взлет - посадка... На чем играете? Н 3. В каком смысле? Т. В музыкальном. Н 3. Ни на чем Т. Пилотом можешь ты не быть, летать научим все равно, но музыкантом быть обязан Т. Какое училище? Н 1. Дутар... Оренбургское училище, товарищ капитан. Дутар. Я его с собой привез. Н 2. Арфа. Но музыку не терплю с детства. Тем более - война. Т. Война - это все преходяще. А музыка вечна! Все! Вторая - репетировать. Все, кто отличает ноту "до" от ноты "фа", за мной!

Военные разбирают инструменты, занимают свои места.

Т. Кто сказал, что надо бросить песни на войне? Н 3. После боя сердце просит музыки вдвойне! Т. (повернувшись в зал) Новинка сезона. Арфы нет, возьмите бубен! От винта.

Песня «Смуглянка» и танец

Стихотворение Б. Окуджава «Земля изрыта вкривь и вкось»

Земля изрыта вкривь и вкось. Ее, сквозь выстрелы и пенье, Я спрашиваю: «Как терпенье? Хватает? Не оборвалось Выслушивать все наши бредни О том, кто первый, кто последний?» Она мне шепчет горячо: «Я вас жалею, дурачье. Пока вы топчитесь в крови, Пока друг другу глотки рвете, Я вся в тревоге и заботе. Изнемогаю о любви. Зерно спалите – морем трав Взойду над мором и разрухой, Чтоб было чем наполнить брюхо, Покуда спорите, кто прав…» Мы все – трибуны, смельчаки, Все для свершений народились, А для нее озорники, Что попросту от рук отбились. Мы для нее как детвора, Что средь двора друг друга валит И всяк свои игрушки хвалит… Какая глупая игра!»

Сцена 6. Родная земля.(фонограмма_________________)

На сцену выходят из разных кулис летчики.

Д 1. Товарищ командир, задание выполнил! К. Садись, что видел? Л 1. Видел, как дымил один здорово, а вот как падал – не видел. К. Не то…

Подходит второй летчик.

Л 2. Разрешите… К. Ты что видел? Л 2. Из первой девятки завалили два лапотника, остальные драпанули… К. Не то…

Выбегает третий летчик.

Л 3. Я сбил! Я сбил! Я сбил, товарищ командир! К. Поздравляю с первой победой. Но между прочим, Иван, сбивать самолеты противника – это не подвиг, это, так сказать, обязанность истребителя, наши будни… А вот что ты видел? Л 3. В бою? К. Ну да…

Командир смотрит на летчиков.

К. Ну, так что вы все-таки видели?

Летчики пожимают плечами.

К. Как же вы не заметили? Мы же сегодня над моей Украиной дрались… Л 3. А как тут заметишь? Те же поля, дороги, села… К. Э, нет! А воздух? Другой. А небо – голубее. И земля зеленее! Л 3. Товарищ командир! Насчет зелени у нас в Сибири… Л 4. Ну, зачем, дорогой, в Сибири? Приезжай в Бакуриани! Ты там посмотришь, что такое зелень! Там в горах… Л 3. Ты Енисей видел? Л 4. А ты Цкенесхали видел? К. Тихо! Жаворонок…

Песня «Нич яка мисячна» + презентация «Родина»

Стихотворение Б. Окуджава «Отчего ты печален художник»

Отчего ты печален, художник – Живописец, поэт, музыкант? На какую из бурь невозможных Ты растратил свой гордый талант? На каких из отрезков дороги Растерял ты свои медяки? Все надеялся выйти в пророки, А тебя занесло в должники. Словно эхо поры той прекрасной, Словно память надежды былой – То на Сретенке профиль твой ясный, То по Пятницкой шаг удалой. Так плати из покуда звенящих, Пот и слезы, стирая со щек, За истертые в пальцах дрожащих Холст и краски, перо и смычок.

Сцена 7. Победа(фонограмма________________)

Выходят администратор и художественный руководитель дома культуры.

Х.Р. Холодно что-то нынче… Топить совсем нечем. А. Ничего… Бомбежки нет и слава Богу. Х.Р. Все ждали, что эвакуируют… А. Четыре года прошло – теперь не эвакуируют. Х.Р. Сколько же всего было сделано за это время… А. Фронтовых бригад для культурного обслуживания фронта сколько было создано. А фротовых театров… Х.Р. Первым тогда был театр «Искра»… А. В него вошли актеры Ленкома, добровольцы народного ополчения. Х.Р. А потом уже организовались фронтовые филиалы Малого театра, театра имени Вахтангова, Гиттиса. А. А каким исключительным успехом пользовались в военные годы концерты симфонического оркестра ленинградской филармонии, ансамбля песни и пляски Советской Армии под руководством А.Александрова, русского народного хора имени М. Пятницкого. Х.Р. А солисты... К. Шульженко, Л. Русланова, А. Райкин, Л. Утесов, И Козловский, С. Лемешев… А. Более тысячи писателей и поэтов в рядах действующей армии работали военными корреспондентами. Х.Р. А кинематограф… Созданы 34 полнометражные картины, 500 киножурналов. На передовой линии фронта и в партизанских отрядах находилось более 150 кинооператоров. А. Более 40 тысяч работников искусства внесли свой вклад в агитационно-пропагандистскую работу. Х.Р. А сколько концертов мы подготовили своими силами… Да, к нам детский дом обратился с просьбой включить их в концерт для краснофлотцев. А. Давайте посмотрим…

Танец «Яблочко»

По окончании танца на сцену выходят администратор и художественный руководитель.

А. Очень хорошо! Х.Р. Включаем их в концерт? А. Обязательно, Елена Андреевна, и договоритесь, чтоб детей покормили.

Выбегает на сцену девушка в военной форме.

Х.Р. Зоя! Откуда! А. Что случилось? З. Победа!!!

Фонограмма____________

Презентация «Актеры, поэты, музыканты»

Стихотворение Б.Окуджава «Джазисты»

Джазисты уходили в ополченье, Цивильного не скинув облаченья. Тромбонов и чечеток короли В солдаты необученные шли. Кларнетов принцы, словно принцы крови, Магистры саксофонов шли, и, кроме, Шли барабанных палок колдуны Скрипучими подмостками войны. На смену всем оставленным заботам Единственная зрела впереди, И скрипачи ложились к пулеметам, И пулеметы бились на груди. Но что поделать, что поделать, если Атаки были в моде, а не песни?

(читает второй)

Актеры уходили в ополченье, Свое оставив миру увлеченье, Примерив на себя костюм иной, Отмеченный дорогой и войной. Достойно были сыграны все роли. Кричал им зритель «Браво!» поневоле. Но что поделать: в моде был приказ Без аксельбантов и без лишних фраз.

(читает третий)

Поэты уходили в ополченье, Не придавая прошлому значенья. Сгорали в общей массе, между строчек После себя оставив пару точек. Тепло сменив на автомат и каску, Шли в бой, оставив дома музы ласку. Но что поделать – в моде крик «Ура!» Без рифмы и без росчерка пера.

(по очереди)

Не ради славы были эти жертвы. Хотели одного актеры и оркестры, Чтобы потом, когда наступит час, Искусство новым днем коснулось нас. Чтоб в детях наших рассветало песней. Чтоб жизнь была ценней и интересней. Чтоб научились мы любить и жить. А надо и России послужить!

Песня «Служить России» (общий выход участников)

По окончании песни передача эстафеты победы – О.А. Степовик

Текст и структура сценария даны в авторской редакции…

Информационная служба ММЦ.