Муниципальное казённое учреждение
"Центр обеспечения деятельности образовательных учреждений"

Концепция краеведческого образования в Челябинской области

1 февраля 2011, 10:20:31

Одной из важнейших тенденций реформирования образования является его регионализация, которая органически сочетается с другим процессом развития образования - федерализацией.

Эти два встречных направления, характерных для современной российской образовательной системы, позволяют комплексно решать задачи как закрепления целостности и единства образовательного пространства России, так и формирования региональной образовательной политики и развития региональных программ образования. Краеведение в максимальной степени позволяет реализовать ведущие тенденции развития отечественного образования Гуманизация образования, реализуемая через культурологический и личностно-ориентированный подходы, предполагает, прежде всего, ориентацию на интересы ребенка, на возможности развития личности, на постоянное взаимодействие человека и конкретной культурно-образовательной среды. Само введение краеведческого компонента, признание его серьезного значения - знамение нашего времени, проявление того, что российская образовательная система переходит от общего образования гражданина вообще, независимо от его места жительства, к образованию представителя конкретного территориального социокультурного сообщества и человека со всеми его индивидуальными особенностями и способностями. Образование сегодня призвано помочь конкретному человеку адаптироваться к жизни в конкретных условиях. Именно в этом авангардная роль такого курса, как краеведение, в развитии российского и регионального образования.

Курс краеведения полностью соответствует требованию, предъявляемому законом Российской Федерации «Об образовании» к общеобразовательным программам, которые «направлены на решение проблемы формирования общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ» (из статьи 9). С 2004 г. в областной базисный учебный план (ОБУП) вводится интегрированный «учебный предмет «Краеведение» в 6-9 классах, а также в соответствии с требованиями федерального базисного учебного плана изучение вопросов национально-регионального компонента включается в содержание различных учебных предметов».

Как явствует из названия концепции, речь в ней идет об определенном способе понимания нововведения в областной базисный учебный план – не узкопредметном, а расширительном культурно-философском. Наиболее адекватным способом решения актуальных задач социокультурного развития региона и модернизации областного образования представляется развертывание краеведческого образования как специально организованного процесса формирования и проявления позитивно-ценностного отношения учащихся к своему краю через овладение систематизироваными знаниями и их практическое применение, стержнем которого станет курс краеведения (весь объем систематического цикла обучения краеведению), основным ядром которого выступит учебный предмет «Краеведение» (круг конкретных знаний, образующий особую дисциплину преподавания).

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

I.I. Основные концептуальные подходы

Концептуальные подходы к преподаванию краеведения можно разделить на три группы:

1) диффузное преподавание - содержательное тематическое расширение действующих школьных курсов истории, географии, биологии, литературы, истории мировой культуры, эстетических дисциплин и т.д. за счет национально-регионального компонента. Темы, так или иначе связанные с регионом, детализируются, излагаются более конкретно и подробно. Большая реалистичность такого подхода очевидна, однако при этом неизбежны раздробленность целостной картины, возрастные несовпадения, дублирование материала или разночтения, остающиеся без разъяснений;

2) предметное преподавание - создание самостоятельного интегративного курса (предмета) на одной, жестко обозначенной платформе (культурологической, технократической, др.);

3) комплексное преподавание - формирование комплексной программы, учитывающей различные возможные подходы, их сочетание и взаимодействие, горизонтальные и вертикальные связи в реальном учебном процессе (интеграция).

1.2.Цели и задачи краеведения

Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Образовательные задачи: 

- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Урала как опорного края России;

- формирование представления о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;

- изучение проблем развития края (населенного пункта),

- развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности.

Воспитательные задачи:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

- укрепление семейных связей:

заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;

наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;

общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;

совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).

Развивающие задачи:

- развитие стремления знать как можно больше о родном крае, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

- формирование видения своего места в решении этих проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края.

- адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.

1.3. Основные принципы преподавания краеведения

Реализация любого из обозначенных подходов предполагает следование общим принципам:

В общей направленности курса:

- признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края (региона), города, села, рачительных хозяев;

- выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.

В содержании курса:

- изложение содержания с территориально-хронологических позиций;

- принципиальное различение содержания национально-регионального и краеведческого компонента для каждого конкретного населенного пункта;

- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона (в единстве соотношения Челябинской области как части географического и исторического целого - Южный Урал и Урал, и как части субъекта Российской Федерации — УрФО);

- рассмотрение краеведения как курса, позволяющего учащимся увидеть край (регион) как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир. Следовательно, курс должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов (на их национально-региональные компоненты), краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов.

- несводимость краеведения к содержанию ни одного другого школьного предмета (география, история и т.п.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения края (региона) как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;

- пристальное внимание к субрегиональному материалу, к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, города, села, микрорайона, улицы, дома;

- обращение к реалиям повседневной жизни южноуральцев, решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для учащихся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого предмета.

В организации курса:

- осознание необходимости сквозного курса краеведения, охватывающего различные уровни образования (дошкольное, начальное, основное, общее среднее);

- включение курса краеведения в образовательные программы всех видов образования: общее, дополнительное (общее и профессиональное) и профессиональное (начальное, среднее специальное и высшее);

- разработка профильных образовательных программ;

- реализация важнейшей особенности краеведения как учебной дисциплины: возможность показа учащимся реального объекта изучения - гор, озер, лесов, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п; опора на богатейшие возможности преподавания краеведения при использовании социокультурного пространства Челябинска и других крупных городов региона;

- придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, средств масс-медиа, мультимедийных технологий;

- вовлечение в практическую деятельность по изучению края (населенного пункта) через обучение учащихся работе с источниками и справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экспедиции (археологические, экологические, геологические, этнографические, фольклорные и археографические и т.п.), экскурсии и туристические походы;

- стимулирование интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, национально-культурных центров, вузов, МО ЧО, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

- стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, реализации культуротворческой инициативы.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «КРАЕВЕДЕНИЕ»

II.1. Общая структура

Все обозначенные компоненты рассматриваются на каждой ступени обучения в представленной полноте объема, но с различной глубиной и детализацией, в зависимости от возраста учащихся. Содержание каждого компонента рассматривается в динамике (в историческом аспекте – развитие, а не только состояние на момент изучения).

Общая структура краеведческого курса может быть представлена в виде связки:

ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ à

ТЕМЫ, РАСКРЫВАЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ à

КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ:

- ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ;

- ТЕНДЕНЦИИ; ПРОЦЕССЫ; ЯВЛЕНИЯ;

- ФАКТЫ; ОБЪЕКТЫ; ПЕРСОНАЛИИ

II.2. Компоненты содержания курса краеведения

1. Административное устройство

Исходной точкой является конкретный населенный пункт (местонахождение образовательного учреждения) - в исторической перспективе развертывается последовательное административное развитие региона до уровня вхождения в УРФО. Официальные признаки административного устройства, символика и статус места проживания и области. Известные деятели.

2. Географическое положение региона

Географическое положение макрорегиона - УРФО, региона - Урал, края - Южный Урал, области и района.

Географический фактор в истории Южного Урала: природные ресурсы и их влияние на виды хозяйственной деятельности в прошлом; климат и его влияние на хозяйство и быт людей в прошлом; влияние географического положения и природной среды края в прошлом на его развитие в различные периоды истории; стратегическое положение края; влияние хозяйственной и политической жизни на изменение природной среды края.

Современное природно- и экономико-географическое положение края: расположение; его территория; рельеф местности; гидрографическая сеть; климат; экономико-географическое положение; влияние хозяйственной деятельности на рельеф местности; влияние природно-географического положения на развитие области; природно- и экономико-географическое положение отдельных частей области (место проживания). Туризм. Курорты. Пейзаж. Известные географы (местного происхождения, изучавшие Урал).

3. Природная среда края

Природа Урала в прошлом и настоящем; флора и фауна края, эндемические, редкие и исчезающие виды растений и животных. Почвы, сельскохозяйственные угодья, сельскохозяйственные растения и животные. Природные заповедники, лесничества, рыболовные и охотничьи хозяйства. Национальные парки. Природные памятники. Вписанность природных объектов в городскую среду. Известные биологи, фенологи и т.п.

4. Экология региона и места проживания. Экологическая картина области и района: общая характеристика уровня экологической комфортности проживания в округе и районе; основные причины сложной экологической ситуации; возможные пути выхода из нее; место учащихся в решении экологических проблем. Местные экологические движения и их деятельность. Известные экологи. Экологическая литература об Урале.

5. Народонаселение

История заселения края. Автохтонное и пришлое население. Многонациональность как специфика края (сравнительные данные динамики полиэтничности по всем переписям). Особенности коренных народов. Доля каждой народности в различных районах (районы компактного проживания отдельных народностей) Национально-культурные особенности каждой народности. Демографическая картина края.

6. Исторические этапы развития региона: сведения археологов о заселении территории до времени первого документального ее упоминания; история края в прежней и современной топонимии. Хронологические рамки и основное содержание важнейших событий этапов истории края; быт, нравы и традиции людей в различные периоды истории края; соотнесение выдающихся достижений жителей края в различных сферах жизни и исторических этапов его развития. Историческая память края/города. Археологические памятники. Памятные места, архитектурно-скульптурные монументы и мемориальные комплексы; памятники Отечественных войн; мемориальные церковные сооружения; некрополи. Роль архивов в сохранении исторической памяти края/города. Краеведческие организации и центры. Энциклопедии и краеведческая литература. Известные историки и краеведы.

7. Экономическое развитие края

Исторические этапы формирования хозяйства края; структура современной экономики; отрасли промышленности; агропромышленный комплекс региона; отдельные отрасли хозяйства (транспорт, энергетика и т.п.); Челябинск - финансовый центр, банки; городское хозяйство. Известные хозяйственники.

8. Социальное развитие края

Структура населения и ее динамика в исторической перспективе; социальная стратификация и доля каждой страты в отдельные исторические эпохи. Современные этносоциальные процессы; структура занятости населения; рынок труда в регионе, крае, месте проживания; качество и уровень жизни людей. Этноконфессиональный состав населения; Политические аспекты развития края/города. Юридически-правовые аспекты развития края; сфера защиты прав, интересов, здоровья жителей округа (юридические консультации, поликлиники, диагностические центры и др.). Социологические центры и учреждения. Известные врачи, социологи, политики, юристы и правозащитники. Социальный портрет южноуральца в прошлом и настоящем.

9. Культурное развитие края

История развития культуры в регионе, крае, Челябинске, месте проживания. Основные этапы формирования культурного наследия. Место и роль края в отечественной культуре. Культурная политика администрации и проявления культуротворческой инициативы масс.

Культурная среда:

Градостроительство и архитектура. Градостроительные традиции Челябинска, заповедные историко-архитектурные зоны; своеобразие архитектурного облика прежнего и современно города; планировка города как следствие взаимодействия географических, экономических, технологических факторов; памятники архитектуры и садово-паркового искусства; рядовая застройка городских кварталов в прошлом и сегодня. Известные архитекторы.

Образование и просвещение. История развития образования. Старейшие вузы; современное высшее образование: количество вузов, наиболее крупные вузы, наиболее популярные, частные и т.п., спектр специализаций. Среднее специальное образование, его развитие и современное состояние. Старейшие школы; современное общее образование: типы общеобразовательных учреждений и их количество, виды и т.п. Дополнительное образование, его развитие и современное состояние.

Просвещение: просветительские общества и организации, их история и современное развитие. Известные педагоги, учителя-новаторы и просветители.

Наука. Научно-исследовательские институты и центры, их развитие и современное состояние. Крупнейшие научные и технические достижения. Гуманитарные науки. Памятники науки и техники. Деятели науки и техники.

Место религии в истории края и в современности. Поликонфессиональность края.

Средства массовой информации: газеты, журналы, радио, телевидение. Их место в культурной жизни.

Книгоиздательство.

Библиотеки. Их место в культурной жизни.

Архивы. Их место в культурной жизни.

Музеи. Их место в культурной жизни. Типология музеев: исторические, мемориальные, художественные, литературные, историко-художественные, краеведческие, естественно-научные, технические и др.

Зрелищные учреждения: цирк, зоопарк, выставки и т.п. Их место в культурной жизни.

Спортивно-зрелищные учреждения и мероприятия. Их место в культурной жизни. Известные спортсмены.

Художественная жизнь края:

Литература: писатели - прозаики, поэты, драматурги; уральская тема в литературе; Урал в литературных произведениях зарубежных писателей. Профессиональные и любительские творческие объединения;

Театр: профессиональные и любительские драматические театры, их роль в культурной жизни и в структуре досуга; и театральные школы, училища и вузы. Известные режиссеры и актеры, театральные художники и декораторы. Театральные фестивали;

Кинематограф: земляки-кинематографисты, тема Урала в кинематографе, кинотеатры и их история, кинофестивали; известные киноактеры-уральцы;

Музыка: композиторы, дирижеры и исполнители; преподаватели музыки; тема Урала в музыке; музыкальные театры, концертные залы, филармонии. Оркестры и хоры. Музыкальная жизнь в прошлом и настоящем; музыкальные школы, училища и вузы;

Скульптура: скульпторы и скульптурные памятники;

Живопись: живописцы; тема Урала в изобразительном искусстве; художественные вузы, училища, выставочные залы;

Художественные ремесла: чугунное и бронзовое литье, гравюра на стали, камнерезное искусство, деревянная скульптура, резьба по дереву и кости, роспись и т.п.

Милосердие и благотворительность в истории края.

Национальные культуры в крае, их особенности, история и современное состояние. Национально-культурные центры, их культуротворческая деятельность.

Молодежная субкультура: особенности и формы проявления.

Охрана и реставрация памятников культурного наследия: нравственные, социальные, экономические, технологические аспекты.

10. Роль края в истории России: вклад края (данной местности) в историю России как средоточия промышленности, торговли и финансов, научно-технического, политического, духовного, культурного субъекта, носителя традиций (рассматривается в каждой теме как вывод).

II.3. Особенности учебного предмета «Краеведение»

Краеведение нередко рассматривается сегодня лишь как еще один предмет в перегруженном учебном плане. Однако это предмет не утяжеляющий, а совершенствующий образование. В нем синтезируются знания и умения практически по всем дисциплинам, причем такой синтез вполне естественен и органичен, он обусловлен опытом учащихся.

Основными чертами курса, позволяющими выделить его в качестве отдельного предмета изучения, являются:

- его интегративный характер, который позволяет формировать целостный взгляд учащихся на край, при этом происходит углубление представлений, получаемых при изучении различных предметов. Интегративный характер курса краеведения проявляется и в том, как взаимодействуют знания и умения из разных областей при изучении одного предмета - среды обитания, и в том, как взаимодействуют различные виды деятельности, различные способы познания, и в том, что интеграция основывается на фундаментальных мировоззренческих, научных, культурологических категориях. Интегрирование в данном случае может проявляться на разных уровнях - от межпредметных связей и взаимного иллюстрирования до целостного взаимопроникновения в рамках одного курса, с глубоким последовательным многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений;

- особое значение воспитательной функции. В курсе краеведения воспитательные аспекты подчиняют себе иные стороны предмета;

- несравнимо большие возможности выхода на субрегиональные вопросы, изучение местного (окружного, районного) материала, чем в других предметах;

- большая, чем у других предметов, направленность на средовое образование. Одна из ведущих тенденций современного образования – соединение, взаимодействие общего (формального), сопутствующего (неформального) и спонтанного (информального) образования. Разумеется, в разных дисциплинах вес каждой из этих составляющих не одинаков. Но в курсе краеведения спонтанный познавательный опыт приобретает особый смысл: предмет изучения все время перед глазами, вольно или невольно формирует представления школьников о добре и зле, о моральных и юридических нормах жизни, о красивом и безобразном и т.д. Курс краеведения решает принципиальнейшую задачу - он устанавливает диалог между социумом и его юными гражданами, социум обретает язык, открывается детям. Таким образом, краеведение, обладая уникальными адаптационными возможностями, выходит на проблемы, лежащие вне содержания других учебных дисциплин (даже при развитом их краеведческом компоненте) или рассматриваемые ими лишь фрагментарно;

- выбор деятельностного подхода в качестве ведущего начала современной дидактики и методики. Позиция исследователя здесь в целом ряде случаев является не игровой, а реальной, и сама учебная деятельность в рамках предмета становится полем, где востребуются самые разные предметные и общеучебные знания и умения. При локализации учебной задачи («история дома, в котором вы живете», «выдающиеся земляки», «жизнь замечательных людей незамечательных профессий», «маршрут литературного героя», «химический состав воздуха в нашем дворе», «породы местных собак» и т.д.) самостоятельные и коллективные исследовательские работы учащихся выходят за границы чисто учебных задач и могут в отдельных случаях представлять общественный интерес. Такая исследовательская деятельность по курсу краеведения способствует приобретению навыков профессиональной работы, которые очень важны для многих потенциальных специальностей нынешних учащихся;

- особые возможности краеведение предоставляет учащимся в развитии у них навыков работы в библиотеках, использовании справочных материалов, получении информации из СМИ;

- обязательное включение не только материала, изучаемого на уроке, но и внеурочную и внеклассную работу. Во_внеклассной работе краеведение решает три основные задачи: в начале работы над определенной темой ставится проблема - предмет изучения, определяется его связь с ранее изученным как на уроках краеведения, так и на уроках по другим предметам; затем вырабатывается алгоритм изучения темы, даются индивидуальные и комплексные задания; в конце работы над темой подводятся итоги, учитывающие участие и успех каждого ученика.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПI.1. Структура краеведческого образования

Краеведческое образование должно иметь системный характер.

Его основой является обязательный сквозной интегративный школьный курс, преподаваемый на основе преемственности и интеграции. Недостаток учебных часов на той или иной ступени обучения может компенсироваться элективными и факультативными курсами и школьным дополнительным образованием. Воспитательный аспект усиливает внеклассная работа, которая проводится классными руководителями – она насыщена краеведческой тематикой и по среде ее проведения, и по своей содержательной направленности.

Пропедевтикой выступит ознакомление с краеведческим материалом в ДОУ.

Дополнением - более углубленное и деятельностное постижение отдельных, наиболее актуальных и интересных для детей проблем (разделов, аспектов и т.п.) в УДОД.

Развитием и одновременно фундаментальной базой - среднее и высшее профессиональное образование, а также дополнительное профессиональное образование.

Таким образом, учебный предмет является ведущим в краеведческом образовании.

III.2 Этапы краеведческой подготовки

Учет возрастных особенностей учащихся позволяет выделить несколько этапов их краеведческой подготовки:

Краеведческая подготовка дошкольников

На этом этапе невозможна систематическая краеведческая подготовка ребенка, но целесообразно знакомство с самыми общими, адаптированными к возрасту дошкольника сведениями о крае и ближайшем к ребенку обжитом пространстве. Такие сведения дошкольник получает в семье и в детском саду, через детские книги, радио- и телепередачи. В ДОУ ознакомление дошкольника с подобной информацией возможно в игровой форме и в форме специальных занятий в зависимости от возраста

Краеведческая подготовка школьников

а) начальная школа (1-4 классы)

Основная задача начальной школы в осуществлении краеведческой подготовки учащихся - формирование у школьников образа края - привлекательного и интересного. Преподавание ведется диффузно - через блоки национально-регионального компонента в каждом предмете, расширяя точку зрения поступенно: от родного дома к ближайшей округе и в целом краю. Надо показывать младшим школьникам край (город, село) через объекты, близкие детям: их дом, улицу, ближайший парк, речку; доступные восприятию.

школьников этого возраста объекты общегородского, российского и мирового значения. Учащиеся должны получить простейшую информацию о географии края, о жизни южноуральцев в прошлом и настоящем, сведения о знаменитых гражданах края (города, села). Учеников в начальной школе необходимо вооружать и навыками жизни в городе;

б) основная школа (5-9 классы)

В 5 классе обучение ведется диффузно - за счет блоков национально-регионального компонента в каждом предмете, в 6 - 9 классах - предметно. За годы обучения в основной школе учащиеся должны получить основные сведения о различных сторонах жизни края (города села) в прошлом и настоящем. Значительно, по сравнению с начальной школой, усиливаются информационная, адаптивная и профориентационная (предпрофильная) стороны краеведческой подготовки, изучается основное содержание всех модулей курса;

в) старшая школа (10 - 11 классы)

Это - этап углубления знаний о крае, изучения специальных курсов по краеведению проблемного характера, широкого вовлечения школьников в доступную им учебную исследовательскую и проектную деятельность по краеведческой тематике. Среди тем, выносимых на занятие, все большее значение приобретают вопросы определения учащимися своего места в рабочей жизни («Рынок труда в крае», «Региональные вузы: прошлое и современность» и т.п.). На этом этапе школьники особенно активно используют библиотеки, посещение учащимися музеев все в большей степени носит исследовательский характер.

Школьный краеведческий курс, таким образом, строится концентрически: каждый из трех возрастных уровней охватывает все стороны жизни края, но делается это с разной степенью глубины, вовлечения учащихся в практическую познавательную деятельность краеведческой направленности. От уровня к уровню расширяется спектр изучаемых вопросов, осуществляется выход на новые аспекты прошлого и настоящего родного края.

Важным при проведении курса является учет особенности вида учебного заведения (общеобразовательная школа, лицей, гимназия и т.д.), профиля специализации знаний учащихся (гуманитарные классы, классы углубленного изучения математики и т.д.).

Каждое конкретное учебное заведение может предлагать школьникам свои модульные краеведческие курсы, вводить факультативы краеведческой направленности.

Для всех трех возрастных уровней обязательным является широкое использование дополнительного образования краеведческой направленности, эффективное использование социокультурных возможностей как собственного населенного пункта, так и ближайших городов и Челябинска, как областного центра.

III.3. Реализация местных природных и социокультурных возможностей

в краеведческом образовании

Для освоения содержательных модулей курса краеведения необходимо использовать богатый потенциал края. При этом возможны несколько дополняющих друг друга вариантов работы различного профиля (исторического, географического, культурного плана, технического и градоведческого характера): 1) исследовательская экспедиция (автономная или в составе научной вузовской); 2) туристический поход со специальной тематикой; 3) экскурсия - заказная профессиональная, проводимая учителем, разработанная и проведенная силами учащихся; 4) ознакомительная прогулка. Последние формы особенно рекомендуется для освоения местного материала (округ, район, микрорайон, историческая местность).

Важнейшей формой работы с культурным наследием своего города и областного центра является посещение специализированных учреждений культуры

- музеев (краеведческих, исторических, художественных и т.п.) в сопровождении педагогов и родителей, организация специальных учебных экскурсий по экспозициям музеев, посещение лекций, организуемых музейными работниками для учителей и/или учащихся по материалам деятельности конкретного музея (как в музейных лекториях, так и в самой школе);

- библиотек (школьных, детско-юношеских, вузовских, научных, публичных и др.),

имеющих краеведческие фонды;

- архитектурных заповедников;

- выставок и мастерских местных художников;

- театров, концертных залов, кинотеатров и т.п.;

- зрелищных учреждений (зоопарк, цирк, планетарий и т.п.).

Необходимо активно включать школьников в работу по охране памятников природы, истории и культуры, в реставрационную деятельность. При изучении памятников культурного наследия желательно использовать творческие методы работы, предполагающие самостоятельный (под руководством учителя) сбор материалов и документов, связанных с теми или иными объектами и историческими местностями. Полученная информация используется при написании конкурсных рефератов, организации и участии в краеведческих олимпиадах, викторинах, играх, конкурсах, для устройства силами учащихся краеведческих и историко-культурных школьных выставок. В качестве более сложных форм - при успешном ходе краеведческой работы - возможна организация школьных или местных краеведческих музеев, разработка постоянных экскурсионных маршрутов по историческим местностям и подготовка публикаций, съемка кино-, видео- и слайд-фильмов. При сборе краеведческого материала желательно работать в контакте с районными и городскими библиотеками, другими учреждениями культуры, особенно там, где они уже стали центрами краеведческой работы, а также с краеведческими и этнокультурными центрами и объединениями.

Возможны и иные формы работы, но в любом случае главным должно оставаться стремление к комплексному использованию информационного, эстетического и воспитательного потенциала городского культурного наследия.

IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

IV.1. Нормативно-программное обеспечение

Для успешной реализации концепции необходимо создание краеведческого образовательного стандарта, программного обеспечения курса, инструментария аттестации учащихся. Важно определить главные ориентиры, вытекающие из социального заказа учебным заведениям. Подобным ориентиром должен стать образовательный стандарт по краеведению. Он не направлен на обезличивание преподавания курса, а раскрывает учебно-педагогический смысл краеведческой работы с учащимися, дает возможность педагогам видеть цель, а значит - искать пути ее достижения. Следование стандарту - гарантия ухода от возможной однобокости формирования курса и методики его преподавания в отдельном образовательном заведении.

Основными частями образовательного стандарта должны стать:

а) минимальный объем содержания курса, которым овладевают учащиеся;

б) требования к уровню компетентности, оперированию знаниями по курсу;

в) способы проверки усвоения курса.

Стандарт должен быть ориентирован на достижение современных образовательных результатов и социальных эффектов и поэтому должен базироваться не на описании учебного материала по классам и темам, а на системе требований к ожидаемым достижениям учащихся, иначе обучение становится ориентированным на простое предоставление учителем информации. Ожидаемые результаты:

- знания и компетентности, приобретенные к концу каждого этапа обучения;

- социальные эффекты, достигаемые к концу обучения.

Образовательные результаты должны соответствовать (быть востребованными) современному состоянию гражданского общества и тенденциям его развития, а также демонстрировать подготовленность выпускников к применению теоретических знаний в реальных жизненных ситуациях для решения нестандартных задач (акцент на приобретение навыков и развитие прикладных умений и мышления).

На базе этих стандартов устанавливаются рамки для разработки оценочных материалов.

Прямым результатом формирования стандарта явится создание программ преподавания краеведения для каждой ступени обучения, раскрывающих вариативные пути достижения целей, стоящих перед предметом.

Его особенности приводят и к специфике аттестации школьников. Для развития курса перспективным является следование таким принципам проведения итоговой аттестации учащихся:

а) вариативность экзаменационных материалов, позволяющая учебным заведениям, педагогам, школьникам выбирать материал для экзамена в рамках образовательного стандарта по краеведению, но с учетом специфики преподавания курса в данном образовательном учреждении, в конкретной образовательной программе;

б) разнообразие форм проведения экзамена: учебные заведения, школьники могут воспользоваться различными формами аттестации (экзамен по билетам, решение тестовых заданий, подготовка и защита творческих работ);

в) учет стремления многих школьников для итоговой аттестации избрать творческую форму ее проведения: написание ученического реферата, создание видеофильма, компьютерной программы, изготовление наглядных материалов по курсу, которыми оснащается кабинет краеведения, проведение социологического мини- исследования, анализ семейных архивов и т.п.

При этом важно, что подобная творческая работа позволяет учащимся объединяться, готовить экзаменационные отчеты коллективно. Это особенно показательно в том случае, когда применяется проектная форма работы, в наибольшей степени направленная на ученическое исследование, создание и применение различных технических средств обучения, наглядных материалов.

Необходима программа краеведческой подготовки ребенка на раннем этапе его развития для ДОУ с учетом возрастных этапов.

Необходимы также программы среднего и высшего профессионального краеведческого образования и программы дополнительного профессионально-педагогического образования (переподготовки и повышения квалификации).

IV.2. Учебно-методическое обеспечение

К настоящему времени уже немало сделано для обеспечения преподавания национально-регионального компонента: выпущены различного типа учебные пособия по отдельным предметам (география, история, литература), рядом издательств подготовлены рабочие тетради, хрестоматии, книги для чтения, которые могут быть использованы на первой стадии внедрения краеведения.

Общими положительными чертами вышедших учебных пособий и методических материалов являются:

- научное описание природно-экологических условий и ресурсно-хозяйственного потенциала края;

- раскрытие в совокупности различных пособий многообразия прошлого и настоящего края;

- обращенность к личности школьника, стремление заинтересовать его изучением края;

- выход в ряде пособий на интеграционные начала в содержании.

Однако выявились и проблемы, которые не были решены:

- большинство пособий раскрывает краеведение с одной узкопредметной (исторической, географической и т.д.) точки зрения;

- учебные пособия, предназначенные для различных возрастных групп, не связаны между собой ни с содержательных, ни с методических позиций;

- практически в пособиях не учитываются интеграционные аспекты связи с другими школьными предметами;

- слабо разработан краеведческий учебно-методический комплекс для ДОУ и УДОД;

- практически не разработаны краеведческие учебные пособия для старшей школы;

- отсутствуют компьютерные программы и различные аудиовизуальные средства для поддержки предмета.

Таким образом, положение с учебно-методическим обеспечением краеведения, терпимое на первой стадии развития, станет препоной при введении курса в качестве обязательного на всем протяжении обучения учащихся в школе и вне ее.

Основой основ в преподавании любого школьного предмета является учебник. Разнообразные учебные пособия по национально-региональному компоненту, находящиеся ныне на вооружении школ, не могут по многим причинам (часть из них названа в первом разделе концепции) удовлетворять требованиям к формирующемуся курсу.

В подобных условиях:

а) следует создать БАЗОВЫЕ УЧЕБНИКИ по краеведению, отвечающие требованиям краеведческого стандарта:

- не исходить из того, что учебник является единственным источником знаний;

- реализовывать компетентностный подход в изложении материала;

- содержать развернутый материал для оценки достижений уч-ся;

- содержать материал для самооценки достижений уч-ся.

Подобные учебники при переизданиях могли бы совершенствоваться, дополняться, но их доступность для всех учащихся, раскрытие стержневых положений курса при высоком уровне полиграфических работ и выполнении всех санитарно-гигиенических требований к учебной литературе позволили бы осуществлять единую стратегию краеведческой подготовки школьников. Существенным является и то, что подобный подход к оснащению школ нужным количеством учебников при их необходимой допечатке и переиздании позволил бы проводить и более экономное правительственное финансирование выпуска учебной литературы для школьников без ущерба для содержания работы по курсу;

б) базовые учебники по краеведению должны составлять единый комплект из нескольких книг - учебников для: 1)6- 7-х классов основной школы; 2) 8 - 9-х классов основной школы; 3) 10 - 11-х классов старшей школы. Такое деление в наибольшей степени позволит учесть особенности возраста школьников в восприятии краеведческого материала; краеведческие компоненты различных предметов, изучаемых параллельно с курсом краеведения в данных классах; специфику социально-педагогических задач, стоящих перед предметом на разных уровнях школы;

в) следует подготовить комплект учебно-методической литературы по краеведению для учащихся, в котором базовый учебник выступит стержнем, объединяющим вокруг себя

- рабочие тетради, задачники и сборники-практикумы;

- справочные материалы (справочники, энциклопедии, путеводители и т.д.);

- индивидуальные наглядные материалы (атласы, альбомы, стикерс-альбомы и т.п.);

- хрестоматии;

- разнообразные художественные, публицистические и иные книги для внеклассного чтения, мемуарная литература;

г) необходимо учитывать специфику жанров педагогической литературы для различных возрастных уровней школьников;

д) необходимы специальные издания для решения задач вариативности преподавания краеведения в различных учебных заведениях и различных профилях;

е) важно, чтобы учебная литература по другим предметам содержала развитый краеведческий компонент;

ж) необходимо создание иллюстративного материала (настенных карт, таблиц, картин и т.п.)

з) необходимы пособия для специальных модульных курсов, факультативных занятий и кружковой работы.

Учитель краеведения должен быть обеспечен необходимой литературой, как учебно-методического характера (программы, планирование курса, методические рекомендации и разработки тем и уроков, сборники из опыта работы лучших педагогов и т.д.), так и краеведческой литературой для чтения; большую роль может сыграть периодическое издание по краеведению, адресованное педагогам, учащимся и краеведам.

IV.3. Техническое обеспечение

В целях эффективного информационного обеспечения процесса подготовки учебных пособий по курсу краеведения, его преподавания и освоения на современной основе следует организовать областную базу данных по предмету, в состав которой войдут:

- концепция преподавания краеведения;

- образовательный стандарт;

- программы;

- тексты традиционных и электронных учебников;

- методические пособия;

- сведения по состоянию областного и городского хозяйства (в том числе статистические по различным периодам времени) и т.п.;

- электронные карты региона, области, города (в различных временных, тематических и территориальных разрезах).

Доступ в общую базу данных по краеведению, развернутую на сервере Интернета, должен быть достаточно простым и для преподавателя, и для учащегося.

Пользователи этой базой данных будут иметь возможность не только знакомиться с хранимой там информацией, но и помещать туда подготовленные ими данные (отзывы и замечания на вышедшие учебники и пособия по краеведению, региональную информацию и т.п.).

Необходимо формирование различных аудиовизуальных материалов по краеведению: слайд-альбомов и видеофильмов и т.п.

Нужны не только профессионально подготовленные материалы, но и те, которые создают сами учащиеся (особенно при изучении своего района, улицы, дома).

Компьютерная техника, которой оснащено в достаточном объеме большее число образовательных учреждений, в отношении краеведения выступает в различных планах - как возможность создания банка информационных данных; средство обучения; средство для проведения исследовательских проектных работ учащихся; основа для подготовки методических материалов по курсу и т.п. - следует разработать пособия и рекомендации по ее эффективному использованию.

Учебно-методическая и иная литература по курсу, масс-медийные средства в целом и составят будущий комплект материалов, обеспечивающий решение задач краеведческой подготовки.

Большую роль в проведении урочной и внеурочной работы по курсу может сыграть местное радио и телевидение, которые следует заинтересовать созданием и трансляцией передач по краеведению для учащихся.

IV.4. Кадровое обеспечение

Характеризуя качество преподавания элементов краеведения, следует отметить очень большой разброс - от высокопрофессионального до дилетантского.

Преподавателями элементов краеведения в общеобразовательных школах являются профессионалы-предметники различных дисциплин, но наибольшее количество среди них составляют учителя истории и географии. Их подготовленность к ведению предмета достаточно высока прежде всего потому, что именно историки и географы в наибольшей степени ориентированы на раскрытие курса с двух основных позиций, заложенных в программах краеведения - хронологической и географической.

В школах города получил развитие курс мировой художественной культуры (истории мировой культуры). Среди преподавателей этого предмета также немало тех, кто дает элементы краеведения. Для них характерен культурологический или искусствоведческий подход к предмету.

Во многих школах и УДОД краеведами являются бывшие или нынешние сотрудники музеев, научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений. Особенности курсов, которые они предлагают, зависят от специфики их прошлой или нынешней профессиональной деятельности.

Самым многочисленным отрядом являются учителя начальной школы и воспитатели ДОУ, которые в большинстве своем ориентированы на рассмотрение вопросов истории края в ознакомительном, адаптированном для младших школьников и дошкольников виде.

Таким образом, основным недостатком является то, что нынешние преподаватели не получили специализированной подготовки в средних специальных и высших педагогических заведениях. Просматривается и недостаточная подготовка многих преподавателей традиционных предметов базисного учебного плана к раскрытию краеведческого компонента преподаваемой ими дисциплины, а также к реализации новой парадигмы образования в целом и инновационных подходов в обучении, в частности.

Задача оптимальной кадровой обеспеченности будет выполнена при условии включенности в ее решение ведущих региональных вузов (педагогических и классических университетов). Однако это дело достаточно отдаленного будущего. Необходимо параллельно:

а) готовить учителей-краеведов и усилить краеведческую подготовку преподавателей других соответствующих предметов в высших учебных заведениях (подобная работа найдет отражение в программе вузов по краеведению);

б) вести переподготовку и повышение квалификации уже действующих учителей на базе ИДППО.

Более оперативно мог бы включиться в процесс подготовки специалистов по краеведению ИДППО, где уже давно ведется работа по научно-методическому и учебно-дидактическому обеспечению национально-регионального компонента, разработана Концепция краеведческого образования и элементы краеведения введены в образовательные программы для учителей некоторых специализаций.

Подготовка педагогов к преподаванию курса в рамках ИДППО может идти по нескольким направлениям:

а) переподготовка преподавателей-краеведов на основе рассмотрения краеведения как широкого гуманитарного знания;

б) расширение и углубление знаний учителей-предметников по краеведческой составляющей преподаваемой ими дисциплины;

в) переподготовка педагогов как классных руководителей, призванных осуществлять краеведческую работу со школьниками.

Во всех случаях необходимо обучение инновационным способам обучения.

IV.5. Управление краеведческим образованием

Управление должно быть многоуровневым:

- стратегическое, осуществляемое Правительством Челябинской области в лице Министерства образования и науки, куда входит постановка задач, контроль и коррекция деятельности учебных округов, координация связей учебных заведений, учреждений и общественных организаций, необразовательной сферы в области краеведческой работы, обеспечение и руководство подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров;

- тактическое, осуществляемое муниципальными органами управления образованием, куда входит контроль за прохождением краеведческой подготовки учащихся в учебных заведениях; и образовательными учреждениями, непосредственно

осуществляющими краеведческое образование. Курс краеведения предполагает возможности творческого поиска наиболее эффективных способов решения стоящих перед ним задач обучения и воспитания учащихся. Каждая школа, отдельные педагоги призваны находить свои организационно-методические пути формирования гражданина края, сообразуясь с особенностями конкретной ситуации данного учебного заведения, класса и возможностями взаимодействия с ближайшей окружающей средой.

Управление должно быть многоаспектным:

- финансово-экономическое;

- кадровое;

- обеспечивающее социальный заказ;

- социокультурное.

Автор-разработчик: Г.П. Суслова, кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры социологии, экономики и права ИДППО, директор регионального Центра (этно)культурного образования

«Концепция краеведческого образования в Челябинской области» утверждена решением Совета по координации инновационной и экспериментальной работы МОиН Челябинской области от 21.06.2005 г.