Муниципальное казённое учреждение
"Центр обеспечения деятельности образовательных учреждений"

Основные показатели сенсорного развития детей от 0 до 1,5 лет.

29 декабря 2018, 11:28:00

Сенсорное развитие ребёнка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе, и т.п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте переоценить трудно.

Сенсорное развитие ребёнка в младенческом возрасте – это, в первую очередь, развитие всех органов чувств. Зрение, осязание, обоняние, слух, вкус. С помощью осязания, мышечного чувства и зрения у ребёнка начинают формироваться начальные представления о величине, форме и цвете предметов.

к 3 месяцам

 

  • поворачивает голову в сторону голоса взрослого, ищет, откуда идёт звук;
  • зрительно сосредотачивается на лице говорящего с ним взрослого, на игрушках;
  • проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним, ищет глазами того, кто издаёт звуки;

к 4 месяцам

  • поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами;
  • различно реагирует на спокойную и плясовую мелодию;
  • узнает маму и радуется ей;
  • во время бодрствования часто и легко возникает комплекс сожаления;
  • ребёнок ищет взглядом другого ребёнка, радуется, тянется к нему;
  • рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящую над грудью игрушку;

к 5 месяцам

  • узнаёт голос матери или близкого человека, различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует на них;
  • отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и не знакомого человека);

к 6 месяцам

  • по-разному реагирует на своё и чужое имя;
  • в зрительных ориентировочных реакциях ярче проявляются показатели пяти месяцев;

к 7 месяцам

  • ребёнок стучит игрушкой, размахивает, перекладывает, бросает её;

к 8 месяцам

 

  • наблюдает за действиями другого ребёнка;
  • игрушками занимается долго, и разнообразно действует с ними;
  • подражает действиям взрослого с игрушкой (толкает мяч, стучит, вынимает);

к 9 месяцам

 

  • совершает плясовые движения под плясовую музыку;
  • с игрушками действует по-разному, в соответствии с их свойствами (катает, открывает и закрывает, вынимает и вкладывает и т.д.);

к 10 месяцам

  • самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученное с игрушкой действие: вынимает, вкладывает, открывает, снимает;

к 11 месяцам

  • овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого – накладывает кубик на кубик, снимает и нанизывает кольца с большими отверстиями на стержень;

к 1 году

  • по слову взрослого отличает кирпичик от кубика;
  • узнаёт знакомого взрослого на фотографии;

к 1 году 1 месяцу – 1 году 3 месяцам

  • ориентируется в двух контрастных величинах предмета (может показать большой и маленький предмет из двух предложенных;

к 1 году 3 месяцам – 1 году 6 месяцам

  • ориентируется в трёх-четырёх контрастных формах, предметах (отличает шар, куб, призму, кирпичик).

Используемая литература:

  1. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М: просвещение, 1996 – 112 с.
  2. Янушко Е.а. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М, ;Мозаика – синтез, 2009-72 с.

Составитель: учитель-дефектолог Султанова С.Р.