Муниципальное казённое учреждение
"Центр обеспечения деятельности образовательных учреждений"

Стрессы в школьном обучении и стрессоустойчивость

9 декабря 2019, 11:25:30

Точно так же, как невозможно жить без тревоги, так же невозможно жить без состояния стресса. Понятие "стресс" было введено канадским физиологом Г.Селье при описании адаптационного синдрома. "Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и в особых обстоятельствах. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до её полной дезорганизации"[1].

В настоящее время становится понятным, что невозможно жить без стрессов, так как наш организм, наша психика готовится к выполнению какой-то деятельности, переживанию, это в любом случае связано с состоянием напряжения. Однако различная стрессоустойчивость (способность мобилизоваться в сложной ситуации) людей определяет, будет ли это состояние положительно влиять на деятельность или способно вызвать дезорганизацию, ступор. Школьные нагрузки – физические, психологические, эмоциональные – неизбежно связаны с возникновением стресса. Вопрос в том, как это состояние влияет на каждого из детей.

Приведём отрывок из книги австрийского психолога Г.Эберлейн "Страхи здоровых детей", чтобы ещё раз отметить некоторый международный характер школьных стрессов. "Некоторые [дети] уже к середине дня оказываются переутомлёнными, потому что школа для них является стрессогенным фактором. Дорога в школу в городах требует от них повышенного внимания. На протяжении дня у них не бывает полного расслабления (отсутствует лес, луг, ежедневные связи с природой, из которых черпаются спокойствие и сила духа). Некоторые дети не веселы уже по утрам, выглядят переутомлёнными, у них появляются головные боли и боли в области живота. Часто у таких детей нарушается сон. Страх перед предстоящей работой в классе столь велик, что ребёнок в решающие дни совсем не может идти в школу"[2].

Реакция на продолжительную психогенную ситуацию развёртывается по известному механизму стресса: первоначально наблюдается рост напряжения, стимулирующий привычные схемы решения проблемы; в случае их малой эффективности наблюдается мобилизация всех внутренних и внешних источников; при неуспехе возникает тревога, депрессия.

По данным А.С.Спиваковской, в детском возрасте значительно большее патогенное значение имеют не острые, а затяжные психические травмы. Хронические травмы, или психотравмирующие ситуации, – это относительно слабые, но длительно действующие и многократно повторяющиеся раздражители[3].

Порой педагоги, сами того не желая и не осознавая, провоцируют стрессы у детей, когда требуют от своих учеников такого поведения и уровня успеваемости, которые для некоторых из них являются непосильными. Игнорирование учителем индивидуальных и возрастных особенностей конкретного ребёнка может стать причиной негативных психических состояний учащихся, различных школьных фобий (ребёнок боится идти в школу, отвечать у доски и т.п.)[4].

Склонные к сотрудничеству, уступчивые дети также страдают от стрессов в школе, хотя не проявляют отрицательных эмоций. Для них намного полезнее выражать свои эмоции, а не прятать их внутрь. Но для этого ребёнок должен знать, что за проявление чувств не поругают, а также должен уметь эти чувства выражать оптимально, уметь их называть, проговаривать.

[1] Стресс // Психологический словарь / под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика, 1996. С. 371.

[2] Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В.Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. С. 72.

[3] Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М.: МГУ, 1988.

[4] Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста // Вестник практической психологии образования. 2009. № 2. С. 83.

Грибанова Е.В., психолог.