Муниципальное казённое учреждение
"Центр обеспечения деятельности образовательных учреждений"

Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста.

24 февраля 2016, 11:39:00

Ребёнок до обучения в школе должен достичь не только определённого уровня физиологического и социального, но и умственного, а также эмоционально-волевого развития. Обучение в школе требует достаточного запаса знаний о мире и сформированных элементарных понятий. Ребёнок должен владеть мыслительными операциями, обобщать и различать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свои действия и контролировать себя. Не менее важны развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательная координация, правильное звукопроизношение и развитый соответственно возрасту фонематический слух. Это необходимые условия для успешного речевого общения и овладения навыками чтения и письма.

Речь ребёнка развивается постепенно. К 3-4 годам закладываются основы детской речи.

На пятом году жизни речь ребёнка активно формируется. Он усваивает способы образования слов: существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (например, животных и их детенышей); глаголов с помощью приставок; степеней сравнения прилагательных. Словарь расширяется, в нём появляются существительные, обозначающие части предметов, и больше качественных прилагательных. Ребёнок пользуется не только простыми распространёнными, но и сложносочинёнными с союзами «а», «и», а также сложноподчинёнными предложениями с придаточными причины (...потому что...) и времени (...когда...). Он правильно произносит почти все группы звуков, но по-прежнему с нарушениями – шипящие, сонорные звуки.

Основные ошибки этого периода. Ребёнок может неправильно согласовывать слова в предложении. Бывают трудности при составлении предложения – пропуск его членов. Ребёнок склонен замечать чужие ошибки произношения, но не свои. Речь не всегда интонационно выразительна. Дети этого возраста ещё не умеют соизмерять громкость голоса с обстоятельствами, им трудно говорить размеренно.

На шестом году жизни продолжается совершенствование всех компонентов речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизируется (усваиваются отношения антонимии-синонимии, многозначность). Развивается функция словоизменения: ребёнок учится изменять существительное по падежам, глаголы по лицам и числам. Совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок начинает различать недавно усвоенные звуки (свистящие, шипящие, сонорные).

Основные ошибки этого периода. Активно овладевая системой склонения и спряжения, ребёнок встречается с историческими чередованиями (например, косил – кошу, писал – пишу, метал – мечу, сказал – скажу, гость – гощу), представляющими сложность для детей этого возраста, особенно на фоне продолжающегося формирования фонематической системы: недостаточно сформированного фонематического восприятия и слухо-произносительных дифференцировок свистящих, шипящих, свистящих-шипящих и сонорных звуков. Чтобы усвоить эти явления, требуется большая языковая практика.

В фонематической системе каждая единица характеризуется определённой совокупностью смыслоразличительных признаков. Для согласных звуков в русском языке это: твёрдость или мягкость, звонкость или глухость, способ и место образования, наличие или отсутствие назализации. Если фонемы отличаются только смыслоразличительным признаком, их называют близкими, оппозиционными.

У старших дошкольников 6-7 года жизни формируются фонематическое восприятие и слухо-произносительные дифференцировки следующих оппозиционных фонем: С-3, Ш-3 (отличаются работой голосовых связок); С-Ш, СЬ-Щ, 3-Ж (отличаются местом образования); Т-Ц, С-Ц, ТЬ-Ч, Щ-Ч, Р-Л (отличаются способом образования).

Ребёнок уже понимает, что изменение одной фонемы в слове («дар-дал», «сор-бор-хор) или их последовательности («соль-лось», «замок-мазок») меняют смысл или разрушают слово.

Умение выделить из множества звуков, воспринять, отделить от других и запомнить определённые смыслоразличительные признаки фонем – плод совокупной работы нескольких систем мозга: рече-слухового и рече-двигательного анализаторов (преимущественно первого), слухового и зрительного, сохранной пространственно-временной и двигательной систем.

Основные недостатки этого периода. Однако в период обучения чтению, счёту и письму достаточно часто обнаруживаются недостатки зрительно-пространственных восприятия и представлений у детей. Многие дети путают правую и левую стороны, зеркально изображают буквы, пытаются писать, читать и решать примеры справа налево. Многим трудно понять и правильно употреблять предложные конструкции, означающие пространственные отношения.

Подобные недостатки чаще всего встречаются на фоне недостаточно развитой мелкой (пальчиковой) и речевой моторики, что, в свою очередь, тесно связано с нарушениями звукопроизношения.

Язык при артикуляции перемещается во рту с большой скоростью. А точность его движения исключительно важна для членораздельной речи.

Развитие пальчиковой моторики не только имеет ведущее значение для успешного овладения актом письма, но и ускоряет развитие речевой моторики, так как представительства в мозгу движений мышц языка и пальцев рук близко соседствуют. И.Кант отмечал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». Подобные высказывания встречаются и в работах отечественных педагогов. «Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция есть ещё одна речевая зона» (М.М.Кольцова). «Представление, что при любом двигательном тренинге... укрепляются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов» (Н.А.Берштейн).

В ходе логопедических занятий осуществляется коррекция речи в полном объёме:

  • развитие зрительно-пространственных восприятия и представлений;
  • развитие пальчиковой (мелкой) моторики;
  • развитие речевой (артикуляционной) моторики;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • развитие языкового анализа и синтеза;
  • развитие лексико-грамматического строя речи.

Литература: Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. «Логопедические занятия с детьми 6-7 лет» СПб.: КАРО, 2004.