Муниципальное казённое учреждение
"Центр обеспечения деятельности образовательных учреждений"

Рекомендации логопеда родителям дошкольников

26 ноября 2014, 08:44:00

Каждый родитель мечтает и стремится к тому, чтобы его ребёнок вырос гармонично развитым – был крепким и здоровым, умным, хорошо говорил, чтобы был успешным, чтобы у него всё получалось.

Уважаемые родители!

Вы несёте ответственность за судьбу своего ребёнка. Ещё раз напоминаем: не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту – помощь, оказанная своевременно, сэкономит ваши нервы и даже, может быть, сделает вашего ребёнка более успешным и счастливым. Даже самые маленькие и незначительные недостатки в развитии речи малыша могут оказать свое «роковое» влияние на дальнейшую жизнь ребёнка. Поэтому к логопедической проблеме ребёнка, какова бы она ни была – неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание – стоит отнестись со всей серьёзностью. Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребёнка, взрослому необходимо чётко представлять, что малыш должен знать и уметь в данный конкретный период своего развития.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!

Нормы речевого развития детей дошкольного возраста

Звуки речи усваиваются в определённой последовательности, причём вначале ребёнок усваивает не те звуки, которые чаще слышит от взрослых, а те, которые ему легче произносить.

Легче произносить звуки:

  • связанные с безусловными рефлексами (сосательный рефлекс способствует возникновению губных звуков);
  • связанные с положение ребёнка (из-за положения «лёжа на спине» – заднеязычные, нёбные);
  • связанные с размером языка относительно ротовой полости (язык относительно ротовой полости значительно больше, чем у взрослого человека – ребёнку так легче сосать грудь) и повышенным тонусом мышц в артикуляционном аппарате – то есть мягкие пары.

На 2 месяце – появляются недифференцированные и непроизвольные, возникающие в процессе движения голосовые реакции – это гуление. Можно выделить гласные: а, о, у, э; согласные п, м, к, г, х.

На 3-4 месяце – появляется лепет.

5 месяцев – неосознанное появление звуков и их комплексов.

6 месяцев – подражательное повторение отдельных ритмичных слогов.

8 месяцев – произносит 8 слогов, образованных повторением одного и того же слога (лепет).

1-2 года – появляются гласные о, а, э; согласные п, б, м.

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ДВА ГОДА

1. Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы.

2. Понимают обобщающее значение наименований однородных предметов.

3. К 1,5 годам в активном словаре ребёнка насчитывается около 50 слов, а к 2 годам – 200-400 слов, преимущественно существительных, обозначающих предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголов, обозначающих простые действия.

4. В речи много глаголов в повелительном наклонении.

5. Выполняют просьбы взрослых, состоящие из двух частей.

6. Понимают значение пространственных предлогов.

7. После 1,5 лет начинают задавать вопросы: «Как это называется?», «Что это?».

8. Речь аграмматична. Пользуются фразой из 2-4 слов, согласуют глаголы 3 лица единственного числа настоящего времени с существительными, используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение «я».

9. Характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия).

10. Неустойчивое произношение многих слов: звук то выпадает, то заменяется, то произносится верно.

11. Нарушена слоговая структура многосложных слов (упрощение структуры путём опускания слогов из середины слова).

12. У части детей слабый, тихий голос.

  УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ТРИ ГОДА

1. Самым важным отличием речи трёхлетнего ребёнка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в речи трёхлетнего.

2. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи.

3. Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова обобщения.

4.  Звукопроизношение ещё не полностью соответствует норме. Отсутствуют шипящие и сонорные. Твёрдые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.

5.  Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженно.

6. Если у ребёнка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами ещё не дает.

7.  Понимает несложные сюжетные картинки.

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ЧЕТЫРЕ ГОДА

1.  Словарный запас достигает 2000 слов.

2.  В активной речи появляются слова третьей степени обобщения.

3.  Словарный запас обогащается за счёт наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.

4.  Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.

5.  В речи всё меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.

6.  У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов (Р, Р').

7. Связная речь ещё не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.

8.  Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПЯТЬ ЛЕТ

1.  Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.

2.  Начинает формироваться внутренняя речь – свёрнутая, сокращённая форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.

3.  Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами четвёртой степени обобщения.

4.  Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений.

5.  Звукопроизношение полностью нормализовалось.

6.  Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной для восприятия.

7.  Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ШЕСТЬ ЛЕТ

1. Шестилетние дети не только умеют вычленять существенные признаки предметов и явлений, но и начинают устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения.

2. За период от 5 до 6 лет словарный запас увеличивается на 1000-1200 слов.

3. К концу шестого года жизни ребёнок уже достаточно точно различает обобщающие слова. Например, он не только говорит «цветы», но и может отметить, что ромашка, колокольчик – это полевые цветы и т.д.

4. У ребёнка на седьмом году жизни развивается связная монологическая речь. Он может без помощи взрослых передавать содержание небольшой сказки, короткого рассказа, мультфильма, описать те или иные события, участником которых он был.

5. К шести годам мышцы губ и языка становятся достаточно крепкими и ребёнок начинает правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте ещё только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, л, р. После усвоения этих звуков дети сразу начинают чётко и внятно произносить слова различной сложности.

6. Шестилетний ребёнок в большинстве случаев правильно пользуется вопросительной и повествовательной интонациями. Он может передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, горечь, негодование и др.

7. Шестилетний ребёнок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов и слов с заданным звуком из группы других слов или слогов, может подобрать слова,содержащие определенные звуки.

Будьте внимательны к своему ребёнку!

Литература:

1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. М.: АПН РСФСР, 1961. 471 с.

2. Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребёнка / А.Н. Гвоздев. Куйбышев: Куйбыш. фил., 1990. 130 с.

3. Чиркина Г.В. Основные этапы нормального речевого развития ребёнка / Г.В. Чиркина //Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2003. - С.18 24.