Муниципальное казённое учреждение
"Центр обеспечения деятельности образовательных учреждений"

Городские методические объединения продолжают изучать южноуральский край

17 мая 2013, 03:00:53

«Кто работает с любовью, тот вносит поэзию во всякую работу» – так писал в своё время Н.Г.Чернышевский, а члены городских методических объединений (ГМО) учителей физики и химии познакомились с поэзией труда рабочих и инженерно-технических специалистов, влюблённых в своё дело, на Кыштымском медеэлектролитноном заводе в апреле 2013 г.

Посещение завода педагогами, согласно планам методического центра и руководителей ГМО, проводилось с целью углубления знаний учителей не только о современном металлургическом комплексе с эффективностью и безопасностью производства на уровне ведущих предприятий Южного Урала, Европы, но и знакомства с путями решения заводчанами проблем экономики, экологии и т.д.

Участники учебно-педагогической экскурсии познакомились с краткой историей Кыштымского завода – старейшего металлургического предприятия Урала, основанного Никитой Демидовым в 1757 году и выпускавшего до начала XX века железо всемирно известной марки «Два соболя». Под руководством Антона Валерьевича Шабалина, главного технолога завода, наблюдали процесс огневого рафинирования меди – начальную стадию переработки медесодержащего сырья (чёрной меди и медного лома), который осуществляется на печи компании Maerz Offenbau ёмкостью 380 тонн и разливочным комплексом М-24. Печь укомплектована горелками и системой компьютерного управления. Разлив металла – это огненное живое чудо, на котором мы присутствовали, описать даже самыми восторженными словами не представилось возможным. Это просто надо видеть и гордиться поистине ювелирным трудом одного оператора-инженера, управляющего нажатием кнопки огромнейшими механизмами, разливающими в формы огненный металл.

Учителя химии и физики в сопровождении Шабалина А.В. посетили вторую анодную печь и третий цех электролиза меди, построенный 5 лет тому назад. Во время экскурсии, которая шла в форме диалога учителей-предметников с главным технологом, педагоги узнали, что в основу электролиза меди на заводе заложена первая в России безосновная технология электролитического рафинирования меди, по которой медные катоды получают путём осаждения меди на матрицы из титана и нержавеющей стали. Благодаря этому, а также четырёхстадийной промывке осадка, которую наблюдали экскурсанты, катодная медь имеет высокую чистоту, соответствующую мировым стандартам.

Производство катодной меди, медной катанки методом непрерывного литья и прокатки, осуществляются в режиме автоматизации всех стадий технологического процесса, непрерывного контроля с использованием современного лабораторного оборудования для определения физико-механических свойств и химического состава медной катанки.

Главный технолог завода познакомил учителей и с отделением получения медного купороса. В этом отделении, по словам А.В.Шабалина, внедрена современная технология с применением вакуум-кристаллизационных установок, что резко улучшило качество продукции, условия труда и экологическую обстановку.

Ещё многое увидели и узнали учителя в ходе экскурсии, хотя педагогам не удалось побывать в отделении аффинажа по производству, выпуску золота и серебра в слитках, концентрата металлов платиновой группы, технического селена: (на закрытом предприятии Кыштымский медеэлектролитный завод – это особо закрытое отделение; вход в него экскурсантам воспрещён).

Преподаватели химии и физики, знакомясь с высоким уровнем организации труда на современном предприятии, работающем по бессточным замкнутым технологиям с использованием оборудования очистки выбросов в атмосферу, отметили безусловную пользу подобных экскурсий, так необходимых в организации наиболее эффективных форм и методов образовательного процесса.

Вот что сказала об итоге экскурсии Людмила Алексеевна Прусакова, руководитель ГМО учителей физики: «Мы задавали вопросы по технологии процесса, проблемам экологии, перспективам развития производства, по организации и эффективности труда, по рентабельности завода, входящего в состав «Русской Медной Компании». Особенно активно в диалоге участвовали учителя химии. Все педагоги получали подробнейшие ответы на вопросы «школьной теории» и заводской практики. После экскурсии была сделана памятная фотография на фоне проходной завода, а каждая школа получила в подарок красочный буклет о данном предприятии. Экскурсия была полезна для расширения кругозора учителей физики и химии, для дальнейшего использования данной информации на уроках по нашим предметам».

Токарь Л.Ф., методист ММЦ.