Муниципальное казённое учреждение
"Центр обеспечения деятельности образовательных учреждений"

Ольга ВАСИЛЬЕВА, президент Российской академии образования: Без фундаментального образования не будет никаких прорывов

26 апреля 2023, 13:44:57

– Ольга Юрьевна, текущий год объявлен в России Годом педагога и наставника. Также в этом году свой 80‑летний юбилей празднует Российская академия образования, которую вы возглавляете. С  какими проектами и планами РАО вошла в 2023‑й?

– Год педагога и наставника – это ещё один повод сделать акцент на благородной профессии учителя. РАО старается поддерживать в стране единые образовательные традиции. Мы задаём стратегические направления развития образования, в том числе на будущее.

Помимо того что мы постоянно ведём научно-методическую, экспертную и прогностическую работу, есть еще и ряд тематических мероприятий, подготовленных специально к 2023 году. Их перечень был озвучен в ходе общего собрания РАО в феврале.

Так, например, 21-22 марта мы провели II Всероссийский форум «Педагогическое образование в российском классическом университете». Его участники обсуждали ключевые направления развития педагогической науки в России, новые модели и технологии для подготовки будущих учителей, современные механизмы развития мотивации школьников к поступлению на педагогические специальности и многое другое. Все эти проблемы носят научно-прикладной характер. Но главное, что они уже решаются.

Многих коллег сейчас интересует вопрос постепенного перехода от Болонского процесса к отечественной системе высшего образования, традиционной для России. Опыт показал, что четырёх лет для подготовки учителя в массе своей сегодня не хватает, недостаёт в первую очередь практики. Возврат к традиции должен пройти легче, в том числе и потому, что в системе остались люди, которые обладают соответствующим опытом и хорошо понимают, как осуществить этот процесс.

– С 18 по 21 апреля в стенах РАО пройдёт II Международная ассамблея «Педагог и время». Расскажите, пожалуйста, об этом мероприятии подробнее.

– Название «Педагог и время» отсылает нас к наставлениям Константина Дмитриевича Ушинского, который подчеркивал важность готовности школы и учителя к современным вызовам. Поднимая эту тему, мы хотим напомнить, что сквозь века именно учителя остаются хранителями нашей культуры и ценностей, передают будущему поколению свой личный нравственный опыт.

В рамках ассамблеи можно будет разобрать насущные проблемы педагогического сообщества. Перед нами стоит много вопросов, связанных с обучением, воспитанием и другими сферами.

Нам уже поступило более 500 заявок очно и более 15 тысяч онлайн. И если учесть, что мероприятие проходит в будние дни, то, разумеется, это очень много.

– Количество мероприятий, проводимых РАО, просто поражает. Например, на днях Минобрнауки и РАО запустили всероссийскую программу повышения квалификации для преподавателей истории. Что она в себя включает?

– Как вы знаете, принято решение выделить 144 часа на изучение истории России для студентов неисторических специальностей во всех вузах. Понятно, что педагогам, преподающим на социально-гуманитарных кафедрах, важно пройти повышение квалификации, ознакомиться с новой концепцией. И происходить это будет именно на базе РАО через систему работы с федеральными округами. Планируется, что курсы повышения квалификации пройдут более 800 преподавателей со всей страны. Программа завершится 30 июня 2023 года во Владивостоке. Цель обучения – подготовка педагогов к работе с обновлёнными программами в соответствии с Концепцией преподавания истории России для неисторических специальностей и направлениями подготовки, реализуемыми в организациях высшего образования.

– Важная работа, которая отра­зится на жизни российской высшей школы. А есть ли в цикле РАО мероприятия, посвящённые теме наставничества?

– Конечно! Например, Всероссийский форум «Наставничество в педагогике: исторический опыт, современное содержание и особенности развития».

Мы не просто так знакомим учителей с историей наставничества. Оно существовало у нас не только на производстве, но и в других сферах деятельности, включая педагогическую. Очень важно знать и использовать весь тот лучший опыт, который был до нас.

Кроме того, мы проводим много мероприятий в честь 200‑летия со дня рождения основателя отечественной научной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. Планируется проведение юбилейной выставки «К.Д.Ушинский и современники: взгляды на образование», а также отдельной замечательной выставки «Труды К.Д.Ушинского на языках мира». В рамках просветительской работы также в 2023 году мы с коллегами из библиотеки решили организовать цикл научно-просветительских лекций «Кино. Школа. Ушинский».

Что касается наставничества, то Константин Дмитриевич написал обо всём буквально от начала и до конца. В своих работах он всегда чётко определял миссию наставника и педагога. Хотелось бы, чтобы кто-нибудь подготовил докторскую диссертацию по теме наставничества с опорой на труды и публикации Ушинского, которую затем можно было бы использовать в работе школ, детско-юношеских объединений и так далее. Может быть, как человеку, который занимается наукой и издательским делом в сфере образования, вам эта тема была бы интересна?

– Ольга Юрьевна, спасибо за идею. Думаю, я бы мог взяться за эту работу, нужен только научный руководитель…

– Да, это очень важно. В научной работе мы не можем не опираться на наших учителей, наставников, на весь тот опыт, который был накоплен!

И здесь нужно сказать, что в этом году мы создали при РАО Центр совершенствования методик преподавания дисциплин. Давно хотели это сделать, потому что прекрасно понимали, что без такой структуры сейчас сложно. Хотя найти опытных людей было непросто. Специалистов осталось не так много.

– По всем ли дисциплинам есть сбалансированная методика преподавания?

– Честно говоря, методика преподавания очень многих дисциплин в вузах нуждается в совершенствовании. Принято считать, что студенты – люди уже взрослые, и профессора или доценты, которые читают свой курс, могут просто опираться на имеющиеся у них знания. Но такой подход не всегда бывает правильным и актуальным.

И сейчас, вводя 144 часа истории для неисторических факультетов, нужно знать методику и технологию преподавания этого предмета. Нужны именно педагоги-методисты, знающие историю преподавания, историю высшей школы.

На самом деле всё берётся из нашего собственного прошлого и перемещается в новые декорации, развивается в них. В том числе и наставничество.

Что такое наставничество вообще? Изначально это передача профессионального опыта с нравственно-стержневой основой. И главный акцент тут делается на наследии наших предшественников. Мы показываем ту мировоззренческую основу, на которой стоит учительство. Форма наставничества может быть самой разной. Однако преобладает всё же передача личностного опыта.

Скоро будут обнародованы данные социологического исследования, направленного на изучение системы наставничества в образовании. Исследование призвано обозначить проблемы, с которыми педагоги сталкиваются, когда организуют наставническую деятельность в школах. Потому что предполагается, что мы наставляем учеников, молодых учителей и друг друга.

В социологическом опросе приняли участие более четырёх тысяч человек. А это большая выборка. И когда наши социологи проведут аналитическую работу, то её итоги могут лечь в основу процесса дальнейшего развития наставничества. Понятно, что здесь присутствуют и научная концепция, и психолого-педагогические аспекты наставничества, которые сейчас очень важны.

Отмечу, что 80% участников опроса заявили, что в той или иной степени участвуют в процессе наставничества. 75% опрошенных ответили, что нуждаются в повышении квалификации. Видно, что людям это действительно нужно.

К слову, 12 апреля начался курс, направленный на реализацию программы наставничества в отечественной системе образования, для московских учителей. В его программу входят разные модули, например, есть занятия на тему «Принцип построения эффективных взаимоотношений с наставляемыми». В процессе прохождения курса специалисты РАО знакомят педагогов с особенностями психологического развития детей и подростков. Разумеется, туда включены и практики по передаче и воспитанию традиционных для нашей страны ценностей.

– Планируются ли какие-то торжества, связанные с юбилеем РАО?

– Мы хотим провести общее собрание, в ходе которого планируются торжественное награждение и поздравление членов нашей академии. Постараемся приложить максимум усилий, чтобы это случилось. Всё это состоится 13 октября.

– В российской системе образования в последнее время происходят серьёзные изменения. Какие из них, на ваш взгляд, можно считать ключевыми и почему?

– Прежде всего это уже упомянутый выход из Болонского процесса. Мы, находясь в этом процессе, ни разу не попытались дать ему правовое определение – как мы там оказались и к чему в итоге пришли. И вообще образование как товар или услуга – это как раз пришло к нам из европейской модели ценностей в этой области.

Мы, возможно, оказались немного наивными. Двойные программы, академическая мобильность и так далее – все это в полной мере не заработало.

Главное, мы потихонечку разобрались, что всё это трансформирует нашу отечественную систему образования. И кажется, мы ещё с небольшими потерями оттуда выходим.

Однако у нас, конечно, всегда было сильное фундаментальное образование. Без фундаментального образования не будет никаких прорывов. Сейчас нужно выходить постепенно, не отказываясь от каких-то положительных вещей, если они есть, то оставлять. В общем, выстраивать ту систему, которая нам нужна. А главная ключевая перемена – то, что мы уже убрали термин «услуга» и всерьез занялись процессом воспитания.

Далее – приняты ФГОС. И за этим стоит большой кропотливый труд. Мне нравится, что сейчас всё-таки появятся программы, которые носят единый для всех школ характер.

– Есть ли место для вариативности в изучении истории?

– Знаете, ведь никто никогда не задумывался, почему вместо истории на наших юрфаках или экономических факультетах когда-то ввели обществознание. А все очень просто. В 90‑е годы школа столкнулась с тем, что появилось огромное количество учебников по истории и каждый учитель преподавал предмет, исходя из своей мировоззренческой позиции. Трактовал по-своему, скажем, самые большие белые пятна. Получалось, что у некоторых выпускников были совершенно разные представления об одних и тех же событиях.

По моим убеждениям, история должна преподаваться очень выверенно, а учебник всё-таки должен быть каноническим. И темы, которые вызывают разночтения, должны быть четко определены.

Самое главное – привить ребёнку интерес и заниматься историческим просвещением. Рассказать, как строилось государство, какие происходили события, какие замечательные люди этим занимались.

– Ранее значительное внимание в сфере образования уделялось международному сотрудничеству, в том числе и международным сравнительным исследованиям. А на что мы будем ориентироваться теперь?

– На пространстве СНГ система образования когда-то была общей. Поэтому для нас приоритетными являются партнерские отношения, которые традиционно поддерживаются. Например, с Беларусью, Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном.

Также мы ведем большую работу с коллегами из Китая. Например, им очень интересны наши работы в области воспитания, наставничества и методики преподавания ряда предметов.

Что касается коллег из СНГ, то сейчас каждая из этих стран пытается выбрать свой путь развития национальных систем образования.

Какова наша первоочередная задача в области международного сотрудничества? Опираться на общие интересы и двигаться вперед, искать новые перспективы.

– Еще один фокус общественного внимания в последнее время сосредоточен на развитии систем искусственного интеллекта. Не так давно Илон Маск, Стив Возняк и более 1000 экспертов заявили, что гонка в создании «мощных цифровых умов» грозит тем, что они заменят людей во многих сферах, и призвали на время приостановить обучение этих алгоритмов. Как вы думаете, какие риски для развития педагогической науки и профессиональной жизни простого учителя несёт развитие ИИ? И есть ли они вообще?

– И психологи, и нейрофизиологи, и философы – кто только не высказывался на эту тему! Фантасты уже об этом всё написали и сняли фильмы.

Что же касается рисков развития ИИ для образовательной сферы, то всё это надо изучать. Опять же, а где кадры? Я думаю, что должна быть какая-то группа ученых, которые смогут объективно оценить риски, не увлекаясь конспирологическими идеями.

– В России есть крупные компании, которые развивают и внедряют системы ИИ в свои бизнес-процессы, но также предлагают их и системе образования.

– Вспомните случай студента, который написал диплом с помощью чат-бота ChatGPT. Его взяли на работу в крупную компанию, и все троечники сразу возмечтали, что тоже могут последовать его примеру и сделать карьеру, не шевеля пальцем. Только они забыли уточнить, что, прежде чем запустить процесс, парень задавал параметры, задачи, цели, разделы, ключевые слова, контролировал и корректировал результат. Он не просто нажал на кнопку, а проделал определенную работу. И при всем этом материалов «компьютерному гению» удалось наскрести всего на тройку.

– На базе РАО функционирует уникальная научная педагогическая библиотека. Известно, что она приступила к оцифровке архивов советских и дореволюционных учебников. Какие ресурсы и возможности библиотека может предложить ученым?

– Сейчас трудно себе представить, что при жизни Ушинского выходил специальный «Журнал для воспитания», который читали учителя и родители. И он был очень популярен. Мы сейчас хотим оцифровать такие издания, как «Журнал для воспитания», «Педагогический сборник», «Народная школа». Это базис наследия российского образования. И именно в этих журналах публиковались первые статьи Ушинского.

Также в библиотеке собраны труды Петра Францевича Лесгафта, Петра Федоровича Каптерева, Николая Ивановича Пирогова, Владимира Яковлевича Стоюнина и многих других. И наша задача – всё это сохранить как народное достояние.

Сейчас многие родители школьников ищут советские учебники. Этот интерес не случаен. Дело в том, что многие базовые вещи, основы предметов, не изменились. И в старых учебниках они изложены прекрасным, невероятно легким русским языком. Далеко не все современные учебники могут этим похвастаться. Так что в будущем мы собираемся оцифровать и это советское наследие.

– В материале, который вышел в нашей газете в связи с 200‑летием со дня рождения Константина Ушинского, вы отметили, что многое из его научного наследия должно быть использовано для создания школы будущего. А какая она, на ваш взгляд, эта школа будущего?

– У Ушинского есть замечательная статья «Три элемента школы». По его мнению, хорошая школа всегда складывалась из трёх элементов – администратора, то есть руководителя, воспитателя и учителей. И все элементы могут взаимодействовать между собой в разных комбинациях.

Ушинский писал, что в любом случае результат зависит от воспитательной силы. Я приведу несколько цитат: «Учителя должны быть вместе и воспитателями, по крайней мере, в младших и средних классах», – писал он. «…Наука в этом своем объёме и в этом возрасте учеников есть воспитание, и если воспитание имеет ещё и другие средства, то наука всё же остаётся самым могущественным из них».

Воспитание – это не просто череда мероприятий, которые мы сейчас наблюдаем, а настоящая наука. Подход должен быть основательным.

Еще одна цитата Ушинского: «Всякий, кончивший университетский курс и получивший, кроме того, специальное приготовление в педагогическом училище, может занять такое место и захочет занять его, если жалованье будет вознаграждать его не только за труды, но и за потраченные с пользой для общества годы жизни». Потому что только в этом случае у него будет достойная зарплата и он сможет пойти работать в школу. Видите? И тогда, и сейчас многие вопросы и проблемы были схожими.

Для меня лучшая школа – это школа-дом, куда хочется приходить и откуда не хочется уходить. Такие школы есть… Это и есть школы будущего.

– В ходе нашего предыдущего интервью в феврале 2022 года («УГ» №8 от 22.02.2022 года) вы говорили, что, когда выстроится работа в РАО, то вы хотели бы вернуться к более активной научной деятельности. Наступил ли этот момент?

– Наступил. В свое время я руководила Центром истории религии и церкви Института российской истории РАН. Спустя много лет коллеги обратились ко мне с просьбой туда вернуться. Из совсем нового – готовится к публикации моя работа о Церкви и внешней политике СССР конца 60-х -начала 70-х годов XX века.

Арслан ХАСАВОВ, главный редактор «Учительской газеты», кандидат политических наук

(Учительская газета, №16 от 18 апреля 2023)