Муниципальное казённое учреждение
"Центр обеспечения деятельности образовательных учреждений"

Итоги Всероссийского семинара-совещания «Опыт и проблемы введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

21 ноября 2019, 16:50:16

13-15 ноября 2019 года состоялся Всероссийский семинар-совещание «Опыт и проблемы введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».

Семинар-совещание был организован ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области. Мероприятие проведено в рамках реализации проекта по модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений. 

Цель семинара-совещания – обсуждение вопросов, связанных с использованием эффективных механизмов научно-методического и психолого-педагогического сопровождения реализации и введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в контексте модернизации технологий и содержания обучения конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений.

Заявленные для обсуждения в рамках проблематики семинара-совещания вопросы рассматривались представителями различных категорий работников образования: специалистами органов управления образованием, представителями учебно-методического объединения в системе общего образования Челябинской области, научными работниками и преподавателями вузов, представителями учреждений дополнительного профессионального образования, руководителями и педагогическими работниками образовательных организаций, представителями сетевых профессиональных сообществ. В работе семинара-совещания приняли участие более 2100 работников образования из 58 субъектов РФ.

Программа семинара-совещания.

В ходе пленарного заседания Всероссийского семинара-совещания, состоявшегося 13 ноября, были представлены следующие доклады:

  • Реализация федеральных проектов «Современная школа», «Учитель будущего», «Успех каждого ребёнка», «Цифровая образовательная среда»  национального проекта «Образование» в Челябинской области в аспекте модернизации содержания и технологий общего образования. Коузова Елена Александровна, первый заместитель Министра образования и науки Челябинской области.
  • Актуализация формирования конкурентных стратегий развития образовательной организации дополнительного профессионального образования в современных условиях. Хохлов Александр Викторович, ректор ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования».
  • Реализация концепций учебных предметов и предметных областей и обновление федеральных государственных образовательных стандартов общего образования как актуальное направление обновления общего образования. Соловьева Юлия Алексеевна, представитель экспертной группы проекта, вице-президент Союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций», кандидат экономических наук.
  • Использование экспертно-проектного инструментария управления развитием школьной среды в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Ясвин Витольд Альбертович, профессор департамента психологии Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет», доктор психологических наук, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования.
  • Проблемы разработки и реализации программ воспитания и социализации обучающихся в контексте  федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Степанов Павел Валентинович, заведующий лабораторией стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», доктор педагогических наук.
  • Функциональная грамотность как приоритетная цель начального образования. Кузнецова Марина Ивановна, ведущий научный сотрудник лаборатории начального образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», доктор педагогических наук.
  • Научные основания концепции преподавания учебного предмета «Обществознание». Мишина Ирина Анатольевна, доцент кафедры методики преподавания истории, социально-гуманитарных дисциплин и права ФГАОУ ДПО «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий».
  • Искусство в школе до и после: проблемы и перспективы реализации концепции преподавания предметной области «Искусство». Коробкова Елена Николаевна, заведующий кафедрой культурологического образования ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования», кандидат педагогических наук; Хабибулина Ольга Петровна, преподаватель кафедры культурологического образования ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования», кандидат педагогических наук.
  • Формирование читательской грамотности как цель и результат обучения в школе. Добротина Ирина Нургаиновна, заведующий лабораторией филологического общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», кандидат филологических наук, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования.
  • Формирование профессиональных компетенций современного учителя технологии. Шарипова Эльвира Фоатовна,   доцент кафедры технологии и психолого-педагогических дисциплин ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», кандидат педагогических наук.
  • Миссия школьных информационно-библиотечных центров в обеспечении современного качества образования. Качева Елена Валерьевна, заведующий региональным информационно-методическим центром ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», кандидат педагогических наук.

Архив с презентациями с пленарного заседания.

Видеозапись пленарного заседания.

Обсуждение актуальных вопросов, рассмотренных на пленарном заседании семинара-совещания, продолжилось в рамках работы 3 тематических секций, дискуссионной площадки и круглого стола:

Секция 1. Психологические аспекты обеспечения достижения планируемых результатов реализации основных образовательных программ.

Модераторы:

  • Ясвин Витольд Альбертович, профессор департамента психологии Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет», доктор психологических наук, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования;
  • Ильина Анна Владимировна, заведующий Центром научно-методического сопровождения обучения детей с особыми образовательными потребностями ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», кандидат педагогических наук, доцент;
  • Маковецкая Юлия Геннадьевна, заведующий лабораторией Центра учебно-методического и научного сопровождения обучения детей с особыми образовательными потребностями ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», кандидат исторических наук, доцент.

В ходе работы секции прошла профессиональная и общественно-профессиональная экспертизы результатов деятельности региональных инновационных площадок по данному направлению в 2019 году.

Презентации с секции 1.

Видеозапись 1 секции.

Секция 2. Инновационные аспекты интеграции основной образовательной программы среднего общего образования и основной программы профессионального обучения.

Модераторы:

  • Солодкова Марина Ивановна, первый проректор ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», отличник просвещения Российской Федерации;
  • Машуков Александр Васильевич, заведующий учебно-методическим центром проектирования инноваций ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»;
  • Соловьева Юлия Алексеевна, представитель экспертной группы проекта, вице-президент Союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций», кандидат экономических наук;
  • Маркина Евгения Ивановна, консультант отдела начального, основного, среднего общего образования Министерства образования и науки Челябинской области. 

В ходе работы секции прошла профессиональная и общественно-профессиональная экспертизы результатов деятельности региональных инновационных площадок по данному направлению в 2019 году.

Презентации с секции 2.

Видеозапись 2 секции.

Секция 3. Особенности проектирования основной образовательной программы среднего общего образования на основе модельной региональной основной образовательной программы среднего общего образования Челябинской области.

Модераторы:

  • Хохлов Александр Викторович, ректор ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»;
  • Солодкова Марина Ивановна, первый проректор ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», отличник просвещения Российской Федерации.

В ходе работы секции состоялись профессиональная и общественно-профессиональная экспертизы модельной региональной основной образовательной программы среднего общего образования Челябинской области.

Презентации с секции 3.

Видеозапись 3 секции.

Дискуссионная площадка. Изменение стратегий дополнительного профессионального образования в контексте реализации федерального проекта «Учитель будущего», в условиях введения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Региональный формат деятельности  центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.

Модераторы:

  • Хохлов Александр Викторович, ректор ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»;
  • Солодкова Марина Ивановна, первый проректор ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», отличник просвещения Российской Федерации.

Вопросы, рассмотренные в ходе работы дискуссионной площадки:

  1. Какие условия необходимы для стимулирования педагогов непрерывно повышать свое профессиональное мастерство?
  2. По каким основаниям (критериям) можно судить о том, что педагогические работники непрерывно и планомерно повышают свою квалификацию?
  3. Как оценить на различных уровнях управления образования сформированность системы непрерывного повышения профессионального мастерства?

Участники дискуссии получили возможность высказать собственное видение текущего состояния системы дополнительного профессионального образования, обозначить имеющиеся проблемы и эффективные пути их решения, а также определить актуальные направления её развития. Также была представлена концепция создания центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в Челябинской области.

Презентация «дискуссионная площадка».

Видеозапись «дискуссионная площадка».

Круглый стол. Организация деятельности сетевых методических объединений как инструмент формирования пространства общения по обсуждению актуальных вопросов развития системы образования.

Модераторы:

  • Обоскалов Александр Георгиевич, проректор по организационно-методической работе ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», кандидат педагогических наук, доцент;
  • Макашова Вера Николаевна, проректор по научной работе ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», кандидат педагогических наук, доцент.

Вопросы, рассмотренные в ходе работы круглого стола:

  1. Каков мотив/посыл педагогических работников для вступления в сетевые сообщества? Каковы ожидания участников сетевых сообществ от профессионального общения в сети?
  2. Существует ли у участников сети убежденность в том, что их мнение учитывается при принятии решений в сфере образования? Может ли консолидированное сетевое сообщество влиять на принятие решений в сфере образования?
  3. Каков личный мотив  участия педагога в сетевом сообществе?

Презентация «круглый стол».

Видеозапись «круглый стол».

Участники круглого стола подчеркнули значимость проводимой институтом работы по созданию региональных сетевых сообществ учителей-предметников и организации их деятельности для образовательного пространства Челябинской области. Предложенные рекомендации позволят увеличить вовлеченность педагогов в работу сетевых методических объединений.

Сотрудниками Института готовится электронный сборник материалов «Опыт и проблемы введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования», который будет размещен на официальном сайте ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» и в национальной библиографической базе данных научного цитирования (РИНЦ).