Муниципальное казённое учреждение
"Центр обеспечения деятельности образовательных учреждений"

Некоторые впечатления о финале первой метапредметной олимпиады Школы Росатома.

19 декабря 2014, 11:31:11

Масштабное и по числу участников, и по содержанию событие принял в начале декабря Новоуральск Свердловской области. Двадцать шесть городов присутствия госкорпорации Росатом направили своих лучших школьников для участия в «Метапредметной олимпиаде» и «Атомвстречах» старшеклассников из атомклассов.

Снежинская команда в составе Ивана Савинова, Елизаветы Манаковой, Валерия Вилкова и Евангелины Воложиной состязалась в Новоуральске с командами-победителями муниципального этапа метапредметной олимпиады двадцати двух других городов Росатома. Основные события происходили в «Лицее №58», и надо сказать, что коллектив педагогов и лицеистов с честью справился с ролью гостеприимных хозяев. Участники не только были торжественно встречены, удобно размещены и вкусно накормлены, но и чувствовали внимание и заботу до самой минуты расставания. Впрочем, до неё ещё доберёмся…

Потрясающее торжество открытия с концертными номерами настроило олимпийцев на серьёзный лад: все ощутили важность того, зачем приехали, задачу проявить себя достойно, защитить честь родного города и причастность к большому проекту «Школа Росатома». Особый трепет вызвало то, что эти участники были первопроходцами, впервые пробующими силы в непривычном состязании.

Задания олимпиады были объединены в три этапа, условия каждого из которых участники получали непосредственно перед стартом. Наверняка знали только то, что понадобится слаженная работа и умелое распределение времени и ролей.

На первом этапе, который нужно было преодолеть группой, было восемь последовательных заданий и запрет на использование сети Интернет. Вкратце. По пяти предложенным фотографиям исторических памятников нужно определить местность и некоторые её характеристики, а также предложить краткий запрос в поисковой интернет-системе, который бы абсолютно точно вывел на искомое место. А в заключение дополнить перечень памятников своим предложением. На первый взгляд, ничего особенного. Но как определить по фото памятника климат, достоверно нарисовать карту, вычислить возможные ошибки задания?! Тем не менее, большинство команд успешно справилось с задачей и представило свои решения публично.

Далее была индивидуальная работа. И, хотя её основой было только что выполненное командой задание, это был уже индивидуальный рывок. Каждому участнику команды предстояло письменно выразить процесс обучения другого человека тому, как правильно решать задание, только что выполненное командой. По сути дела, участники встали перед необходимостью предложить методику и алгоритм объяснения, но не объяснение решения! Надо сказать, что это задание пришлось не всем по зубам, ведь пришлось встать в совсем другую позицию – не изобретателя, испытателя, исследователя, а того, кто направляет и руководит этими процессами. И на всё – про всё только 45 минут…

Второй этап содержал подвох, к которому школьники оказались, строго говоря, не готовы. Снова памятники. Но совсем другие: памятник домашним тапочкам, учителю, футбольному болельщику, «младенец в капусте», «семейные узы»…  Задание написать историю города Томска, в котором можно встретить множество таких неофициальных объектов, команды выполняли довольно похоже. Ведь с чем связать такие скульптуры? Пришлось сочинять, придумывать события, которые могли подвигнуть горожан и художников на эти удивительные произведения. Тут уж постарались на славу, проявили и креативность, и чувство юмора, в любом случае жюри скучать не пришлось. А подвох-то заключался в том, что задание превосходило необходимые вводные данные. Ну разве не в любом городе можно установить такие скульптуры, которые отражали бы общечеловеческие, гуманистические ценности?! История города всегда индивидуальна, она связана с конкретными людьми и знаковыми происшествиями. Правильный ответ – «описать историю города по данным памятникам невозможно» – не дала ни одна команда, хотя из уст многих спикеров и прозвучали ключевые слова.

Первый день испытаний завершился посещением спектакля «Это всё – мюзикл» в роскошном Театре драмы и дружеским вечером представления визиток делегаций. Оказалось, что знакомиться уже и не нужно, взаимодействие между участниками настроилось само собой, ведь все прибывшие уже были «на одной волне», в общей теме и одном возрасте. По суммарным баллам первого дня команда Снежинска оказалась на 6-м месте рейтинга. Что ж, результат не столько обнадёжил, сколько вдохновил на будущие испытания.

А третий этап преподнёс новый сюрприз. Это было совершенно практическое задание: спланировать поездку и культурную программу пребывания в Москве и Таупсе, с некоторыми обязательными условиями и уложившись в ограниченную сумму. Такое не раз делали родители ребят и их классные руководители. А вот получить в распоряжение только интернет и деньги (пусть пока гипотетические) и самим предусмотреть не просто выживание, но и комфорт, и удовольствие, и познание подавляющему числу олимпийцев ещё не приходилось. Первую часть задания команда выполняла сообща, а во второй части ребят «перемешали»: поменяли пары участников в каждой из двух соседних команд. И задание выполняли уже конкретизированное. Дилемму – на кого работать – на себя или «конкурентов», не решали, а просто старались сделать всё максимально хорошо. Докладчиками в обеих перемешанных командах по жребию пришлось стать снежинцам, Ивану и Евангелине. Маршруты и занятия (а также потраченная сумма) у всех были разными, несмотря на достаточно строгие условия. Самый лучший проект путешествия для каждой команды был свой – ведь выбирали по собственным интересам и меркам. Ничего не поделаешь, и оценивали проекты тоже люди – умные, живые, но взрослые. В итоге после третьего этапа наша команда оказалась лишь на 10-м месте. А вот реализовать замысел «Школа Росатома» поможет команде, ставшей призёром метапредметной олимпиады и получившей путёвки в ВДЦ «Орлёнок» на профильную смену, организуемую летом 2015-го года госкорпорацией.

Своей же наградой следует считать не памятные сувениры (коих был целый пакет – значки, открытки, магнит, блокнот, бейсболка, калькулятор, флэшка), а бесценный опыт решения нешкольных задач с применением школьных умений, новые дружеские связи, взаимодействие не только со сверстниками и не только олимпиадниками. Знакомство с ребятами из атомклассов разбудило нетерпение – а когда у нас, в Снежинске откроется такой, и успеть бы туда попасть!

А ещё, но это пока секрет. Родилась идея проекта метапредметного мероприятия в Снежинске. Рабочая группа (команда олимпиады) уже работает над ним.

 Морозова Елена Леонидовна, руководитель команды Гимназии №127.