ИНСТРУКТИВНОЕ
ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР ОТ 30.06.89 г. № 17-154-6
"О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
С УЧАЩИМИСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛ И КЛАССОВ ВЫРАВНИВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"
Министерство народного образования РСФСР направляет для использования в работе Методические рекомендации об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания для детей с задержкой психического развития, подготовленные лабораторией педагогики и психологии детей с задержкой психического развития НИИ дефектологии АПН СССР.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ОБ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ С УЧАЩИМИСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛ И КЛАССОВ ВЫРАВНИВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Система специального обучения детей с задержкой психического развития предусматривает проведение индивидуальных или групповых коррекционных занятий с учащимися, включённых в Типовые учебные планы специальных школ и классов выравнивания для детей указанных категорий. Цели занятий -индивидуальная коррекция пробелов общего развития учащихся, их предшествующего обучения, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере их изучения учителем и выявления индивидуальных пробелов в знаниях, обращается внимание на состояние различных сторон их психической деятельности - памяти, внимания, мышления, речи; отмечается интерес ребёнка к учению, другим видам деятельности, работоспособность, усидчивость, темп работы, умение преодолевать затруднения в решении поставленных задач, использовать разнообразные способы умственных и предметно-практических действий для выполнения заданий. Отмечаются учащиеся, для которых характерны состояния чрезмерной возбуждённости или, наоборот, пассивности, заторможенности.
В процессе обучения учащихся выявляются запас их знаний и представлений, умений и навыков, пробелы в усвоении программного материала по отдельным ранее пройденным учебным разделам. Выделяются ученики, которые, по сравнению с одноклассниками, отличаются особой замедленностью восприятия нового материала, отсутствием представлений, являющихся основой для усвоения нового материала, например, несформированностью представлений и понятий, связанных с пространственными и количественными отношениями, трудностями установления логических связей и взаимосвязей и т.п. Ученики с задержкой психического развития, имеющие специфические речевые нарушения, направляются на -занятия к логопеду, который работает с ними по своему графику. Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать перспективы и сроки коррекционной работы с ними.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит основной учитель класса. Поскольку дети с задержкой психического развития, обучающиеся в классах выравнивания и специальных школах, зачислены, как правило, в группы продлённого дня, то во время индивидуальных занятий со свободными от них учениками работает воспитатель.
В соответствии с учебным планом в начальных классах на коррекционные занятия отводится 3 часа в неделю вне сетки обязательных учебных часов (до или после yроков) по утверждённому графику. Продолжительность занятий с одним учеником (или группой) недолжна превышать 15-20 минут. В группы возможно объединение не более трёх учеников, у которых обнаружены одинаковые пробелы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих занятиях не допускается.
Учащиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал в ходе фронтальной работы, к индивидуальным занятиям не привлекаются. Индивидуальная помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия привлекаются также учащиеся не усвоившие материал вследствие пропуска уроков по болезни, либо из-за "нерабочих" состояний (чрезмерной возбудимости или заторможенности) во время уроков.
Содержание индивидуальных занятий должно исключать "натаскивания", формальный, механический подход, быть максимально направлено на развитие ученика. На занятиях необходимо использовать различные виды практической деятельности. Действия с реальными предметами, счётным материалом, использование условно-графических схем и т.п. дают возможности для широкой подготовки учащихся к решению разного типа задач: формирования пространственных представлений, умение сравнивать и обобщать предметы и явления, анализировать слова в предложениях различной структуры; осмысление учебных и художественных текстов; развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчёта. Формируемые с помощью предметно-практической деятельности понятия будут иметь в своей основе чёткие и яркие образы реальных предметов, представленных в разнообразных связях друг с другом (отношениях общности, последовательности, зависимости и др.)
Специальная работа на занятиях посвящается коррекции недостаточно или неправильно сформировавшихся отдельных навыков и умений, например, коррекции каллиграфии (умения видеть строку, соблюдать размеры букв, правильно их соединять), техники чтения (плавности, беглости, выразительности), скорописи, правильности списывания, умения составлять план и пересказа прочитанного и т.п.
В некоторых случаях индивидуальные занятия необходимы для обучения приёмам пользования отдельными дидактическими пособиями, схемами, графиками, географической картой, а также алгоритмами действий по тем или иным правилам, образцам. Не менее важно индивидуальное обучение приёмам запоминания отдельных правил или законов, стихотворений, таблицы умножения и др.
В старших классах для индивидуальных и групповых коррекционных занятий отводится в настоящее время один час в неделю. Главное внимание уделяется восполнению возникающих пробелов в знаниях по основным учебным предметам, на пропедевтику изучения наиболее сложных разделов учебной программы.
Содержание индивидуальных или групповых коррекционных занятий не первом году обучения может быть проиллюстрировано следующими примерами.
I. Для учащихся, у которых с трудом формируется навык написания цифр (цифры пишут зеркально, не соблюдают строчку, не запоминают образ цифры, "рисуют" цифру без соблюдения . последовательности написания её элементов и т.п.) учитель готовит дополнительные пособия (пластмассовые цифры для обводки, лекала с прорезями, шаблоны цифр из фланели и наждачной бумаги). Учитель упражняет детей в письме цифр в воздухе, в обводке их по лекалу. Затем учащиеся пишут цифры по пунктирным точкам, некоторые - по 2-3 опорным точкам - в зависимости от возможности детей. Учащимся с нарушением мелкой моторики рук можно рекомендовать написание цифр сначала в двух клеточках или в тетради с крупной разлиновкой. Детям, которые плохо ориентируются на странице, нужно выделять рабочую строчку цветным карандашом. Название каждой цифры проговаривается, к ней побирается соответствующее количество предметов (палочек, геометрических фигур и т п.).
II. Для учащихся, у которых усвоены все буквы и принцип слияния их в слоги, однако автоматизация навыка чтения происходит замедленно, переход от слогового чтения к чтению целыми словами, отстаёт, подбирается на отдельных карточках специальное тренировочное упражнение, направленное на освоение и отработку чтения слов простейших слоговых структур, а затем на постепенный переход к чтению слов более сложных структур. Например, подбираются упражнения для чтения прямых слогов: сначала слоговые таблицы, типа:
ма ша ла на
му шу ра ки.
Из них ребёнок может составить слова, затем, добавляя новые слоги, придумывает новые слова.
После этого можно проводить упражнения на преобразования слов типа:
жа ко
ко за го ра
са ды
ра но
Полезно также предлагать детям чтение пар слов, написание которых различается одной буквой (например, козы - косы, пишу - пищу). Такие упражнения позволяют работать не только над тренировкой зрительного восприятия, но и над пониманием
прочитанного.
Кроме того, учитель составляет связные тексты (3-4 коротких предложения), включающие двусложные слова из прямых слогов. Когда данная слоговая структура вполне усвоена ребёнком, учитель готовит карточки упражнений со словами другой, более сложной слоговой структуры.
III. Для детей, особенно склонных к необдуманным, импульсивным ответам, полезны специальные дидактические игры. Например, игра "Кто и что?" помогает не только лучше различать одушевлённые и неодушевлённые предметы, но и способствует формированию навыка сдерживать реакцию до полного осознания собственного ответа Ученик поднимает руку, если учителем назван предмет, отвечающий на вопрос "Кто?", и сидит смирно, если названный предмет отвечает на вопрос "Что?". При этом темп названия слов постоянно увеличивается.
Аналогичные цели, тренировку внимания и самоконтроля преследует и широко известная игра "Запретные слова".
IV. Для детей, нуждающихся в индивидуальной работе по развитию мыслительной деятельности, целесообразно проводить занятия на группировку и классификацию предметных картинок. Учитель обсуждает с ребёнком признаки, на которые ученик опирается в своей работе, оказывает ему помощь и постепенно переводит на самостоятельное выполнение всё более и более сложных заданий.
Учёт индивидуальных занятий
осуществляется в классном журнале (при отсутствии страниц - в приложении к
нему) также, как по любому учебному предмету. На одной стороне заполняется
список всех учащихся класса, фиксируются даты занятий
и присутствующие ученики, на другой - содержание (тема) занятия с каждым
учеником (группой) в отдельности (с указанием фамилий или порядкового номера по
списку). Запись в журнале может быть оформлена следующим образом