ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР ОТ 30.06.89 г. № 17-154-6
"О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ С УЧАЩИМИСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛ И КЛАССОВ ВЫРАВНИВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"

 

Министерство народного образования РСФСР направляет для использования в работе Методические рекомендации об индивидуальных  и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания для детей с задержкой психического развития, подготовленные лабораторией педа­гогики и психологии детей с задержкой психического развития НИИ дефектологии АПН СССР.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ОБ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ С УЧАЩИМИСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛ И КЛАС­СОВ ВЫРАВНИВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕ­СКОГО РАЗВИТИЯ.

 

Система специального обучения детей с задержкой психического развития предусматривает проведение индивидуаль­ных или групповых коррекционных занятий с учащимися, вклю­чённых в Типовые учебные планы специальных школ и классов выравнивания для детей указанных категорий. Цели занятий -индивидуальная коррекция пробелов общего развития учащихся, их предшествующего обучения, направленная подготовка к ус­воению ими учебного материала.

 

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере их изучения учителем и выявления индивидуальных пробелов в знаниях, обращается внимание на состояние различных сторон их психиче­ской деятельности - памяти, внимания, мышления, речи; отмеча­ется интерес ребёнка к учению, другим видам деятельности, ра­ботоспособность, усидчивость, темп работы, умение преодоле­вать затруднения в решении поставленных задач, использовать разнообразные способы умственных и предметно-практических действий для выполнения заданий. Отмечаются учащиеся, для которых характерны состояния чрезмерной возбуждённости или, наоборот, пассивности, заторможенности.

 

В процессе обучения учащихся выявляются запас их зна­ний и представлений, умений и навыков, пробелы в усвоении программного материала по отдельным ранее пройденным учеб­ным разделам. Выделяются ученики, которые, по сравнению с одноклассниками, отличаются особой замедленностью воспри­ятия нового материала, отсутствием представлений, являющихся основой для усвоения нового материала, например, несформированностью представлений и понятий, связанных с пространст­венными и количественными отношениями, трудностями уста­новления логических связей и взаимосвязей и т.п. Ученики с за­держкой психического развития, имеющие специфические рече­вые нарушения, направляются на -занятия к логопеду, который работает с ними по своему графику. Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать перспективы и сроки коррекционной работы с ними.

 

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит основной учитель класса. Поскольку дети с задержкой психического развития, обучающиеся в классах выравнивания и специальных школах, зачислены, как правило, в группы продлён­ного дня, то во время индивидуальных занятий со свободными от них учениками работает воспитатель.

 

В соответствии с учебным планом в начальных классах на коррекционные занятия отводится 3 часа в неделю вне сетки обязательных учебных часов (до или после yроков) по утверждённому графику. Продолжительность занятий с одним учеником (или группой) недолжна превышать 15-20 минут. В группы возможно объединение не более трёх учеников, у которых обнаружены одинаковые пробелы или сходные затруднения в учеб­ной деятельности. Работа с целым классом или большим коли­чеством учащихся на этих занятиях не допускается.

 

Учащиеся, удовлетворительно   усваивающие   учебный материал в ходе фронтальной работы, к индивидуальным заня­тиям не привлекаются.  Индивидуальная  помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически   на индивидуальные занятия   привлекаются   также учащиеся не усвоившие материал вследствие пропуска уроков по болезни, либо из-за "нерабочих" состояний (чрезмерной возбу­димости или заторможенности) во время уроков.

 

Содержание индивидуальных занятий должно исключать "натаскивания", формальный, механический подход, быть макси­мально направлено на развитие ученика. На занятиях необходи­мо использовать различные виды практической деятельности. Действия с реальными предметами, счётным материалом, ис­пользование условно-графических схем и т.п. дают возможности для широкой подготовки учащихся к решению разного типа за­дач: формирования пространственных представлений, умение сравнивать и обобщать предметы и явления, анализировать сло­ва в предложениях различной структуры; осмысление учебных и художественных текстов; развития навыков планирования собст­венной деятельности, контроля и словесного отчёта. Формируе­мые с помощью предметно-практической деятельности понятия будут иметь в своей основе чёткие и яркие образы реальных предметов, представленных в разнообразных связях друг с дру­гом (отношениях общности, последовательности, зависимости и др.)

 

Специальная работа на занятиях посвящается коррекции недостаточно или неправильно сформировавшихся отдельных навыков и умений, например, коррекции каллиграфии (умения видеть строку, соблюдать размеры букв, правильно их соеди­нять), техники чтения (плавности, беглости, выразительности), скорописи, правильности списывания, умения составлять план и пересказа прочитанного и т.п.

 

В некоторых случаях индивидуальные занятия необходи­мы для обучения приёмам пользования отдельными дидактиче­скими пособиями, схемами, графиками, географической картой, а также алгоритмами действий по тем или иным правилам, образ­цам. Не менее важно индивидуальное обучение приёмам запо­минания отдельных правил или законов, стихотворений, таблицы умножения и др.

 

В старших классах для индивидуальных и групповых коррекционных занятий отводится в настоящее время один час в неделю. Главное внимание уделяется восполнению возникающих пробелов в знаниях по основным учебным предметам, на пропедевтику  изучения   наиболее  сложных  разделов  учебной программы.

 

Содержание индивидуальных или групповых коррекционных занятий не первом году обучения может быть проиллюстри­ровано следующими примерами.

 

I. Для учащихся, у которых с трудом формируется навык написания цифр (цифры пишут зеркально, не соблюдают строч­ку, не запоминают образ цифры, "рисуют" цифру без соблюдения . последовательности написания её элементов и т.п.) учитель готовит дополнительные пособия (пластмассовые цифры для обводки, лекала с прорезями, шаблоны цифр из фланели и наж­дачной бумаги). Учитель упражняет детей в письме цифр в воз­духе, в обводке их по лекалу. Затем учащиеся пишут цифры по пунктирным точкам, некоторые - по 2-3 опорным точкам - в зави­симости от возможности детей. Учащимся с нарушением мелкой моторики рук можно рекомендовать написание цифр сначала в двух клеточках или в тетради с крупной разлиновкой. Детям, ко­торые плохо ориентируются на странице, нужно выделять рабо­чую строчку цветным карандашом. Название каждой цифры про­говаривается, к ней побирается соответствующее количество предметов (палочек, геометрических фигур и т п.).

 

II. Для учащихся, у которых усвоены все буквы и принцип слияния их в слоги, однако автоматизация навыка чтения проис­ходит замедленно, переход от слогового чтения к чтению целыми словами, отстаёт, подбирается на отдельных карточках специ­альное тренировочное упражнение, направленное на освоение и отработку чтения слов простейших слоговых структур, а затем на постепенный переход к чтению слов более сложных структур. Например, подбираются упражнения для чтения прямых слогов: сначала слоговые таблицы, типа:

ма        ша       ла       на

му        шу       ра        ки.

Из них ребёнок может составить слова, затем, добавляя новые слоги, придумывает новые слова.

 

После этого можно проводить упражнения на преобразо­вания слов типа:

жа                   ко       

ко    за                    го        ра

са                    ды      

ра                    но       

Полезно также предлагать детям чтение пар слов, напи­сание которых различается одной буквой (например, козы - косы, пишу - пищу). Такие упражнения позволяют работать не только над тренировкой зрительного восприятия, но и над пониманием

прочитанного.

 

Кроме того, учитель составляет связные тексты (3-4 ко­ротких предложения), включающие двусложные слова из прямых слогов. Когда данная слоговая структура вполне усвоена ребён­ком, учитель готовит карточки упражнений со словами другой, более сложной слоговой структуры.

 

III. Для детей, особенно склонных к необдуманным, им­пульсивным ответам, полезны специальные дидактические игры. Например, игра "Кто и что?" помогает не только лучше различать одушевлённые и неодушевлённые предметы, но и способствует формированию навыка сдерживать реакцию до полного осозна­ния собственного ответа   Ученик поднимает руку, если учителем назван предмет, отвечающий на вопрос "Кто?", и сидит смирно, если названный предмет отвечает на вопрос "Что?". При этом темп названия слов постоянно увеличивается.

Аналогичные цели, тренировку внимания и самоконтроля преследует и широко известная игра "Запретные слова".

 

IV. Для детей, нуждающихся в индивидуальной работе по развитию мыслительной деятельности, целесообразно проводить занятия на группировку и классификацию предметных картинок. Учитель обсуждает с ребёнком признаки, на которые ученик опи­рается в своей работе, оказывает ему помощь и постепенно пе­реводит на самостоятельное выполнение всё более и более сложных заданий.

Учёт индивидуальных занятий осуществляется в класс­ном журнале (при отсутствии страниц - в приложении к нему) также, как по любому учебному предмету. На одной стороне запол­няется список всех учащихся класса, фиксируются даты занятий
и присутствующие ученики, на другой - содержание (тема) заня­тия с каждым учеником (группой) в отдельности (с указанием фамилий или порядкового номера по списку). Запись в журнале может быть оформлена следующим образом

К перечню нормативных документов

На главную