Министерство образования Российской Федерации
Информационное письмо от 22.07.2003 №27/2980-6
Об итогах проведения Всероссийского съезда практических психологов образования
Информируем Вас о том, что в соответствии с Планом мероприятий Минобразования России по совершенствованию организационно-управленческой и научно-методической деятельности службы практической психологии Минобразования России (далее-Служба) на 2002-2004 годы и в целях дальнейшего совершенствования деятельности службы в Москве с 26 по 28 мая 2003 года проведён всероссийский съезд практических психологов образования «Практическая психология в условиях модернизации образования».
В работе Всероссийского съезда приняло участие 1029 человек из 59 субъектов Российской Федерации (всех 7 федеральных округов); педагоги-
психологи образовательных учреждений; руководители и специалисты общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС центров); работники органов управления образованием субъектов Российской Федерации, ответственные за деятельность службы практической психологии; заведующие кафедрами и преподаватели институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования; ведущие учёные РАН и РАО в области практической психологии, специалисты Минобразования России, министерств и ведомств Российской Федерации; представители общественных организаций, издательств, научно-методических центров Минобразования России и др.На пленарном заседании выступили: Первый заместитель Министра образования Российской Федерации Болотов В.А., Президент РАО Никандров Н.Д., руководитель Департамента образования г. Москвы Кезина Л.П.
С основными докладами на съезде выступили: заведующий кафедрой развития личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Асмолов А.Г. и ректор Московского городского психолого-педагогического университета, директор Психологического института РАО Рубцов В.В.
На съезд поступили приветствия от Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Селезнева Г.Н., Заместителя руководителя Администрации Президента Российской Федерации Иванова В.П., Заместителя председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Торшина А.П., Заместителя директора Федеральной пограничной службы Российской Федерации Круглика В.М.
В работе съезда приняли участие представители психологических обществ, ученые и практические психологи США, Франции, Белоруссии. С приветствиями на съезде выступили: доктор Ален Бланш — президент общества психологов Франции, декан факультета психологии «Париж-8» (Сорбонна); доктор Барбара Боннер - президент международного профессионального сообщества ISPCAN. директор центра по предотвращению насилия над детьми (Оклахома, США); Сирена Виджетти — профессор Римского Университета LASAPIENSA и др.
Во время проведения пленарных заседаний, 12 секций и 7 «круглых столов», были заслушаны более 380 докладов и выступлений, обсуждались тенденции развития, цели и задачи Службы; содержание психопрофилактической, психодиагностической, консультационной, развивающей и психо-коррекционной работы педагогов-психологов; научно-методического обеспечения Службы; проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов Все выступления участников съезда были содержательны, в них был представлен большой практический опыт работы региональных служб практической психологии, научно-практический опыт учёных, педагогов-психологов и
специалистов образования; организации и нормативного правового обеспечения деятельности Службы на современном этапе.Участниками съезда обсуждались предложения в программу «Развитие службы практической психологии в системе образования России» до 2010 года, предложения в области формирования системы образовательной статистики и мониторинга, обеспечивающие содержательный анализ и оценку деятельности Службы до 2004 года, проект этического кодекса педагога-психолога образования и другие документы.
Направляем для информации и использования в работе резолюцию всероссийского съезда практических психологов образования «Практическая психология в условиях модернизации образования» (прилагается).
Заместитель Министра Е.Е.Чепурных
Приложение
Резолюция
Всероссийского съезда практических психологов образования
«Практическая психология в условиях модернизации образования»
В целях дальнейшего совершенствования деятельности службы практической психологии в системе образования России (далее - Служба) 26-28 мая 2003г. в Москве проведен Всероссийский съезд практических психологов образования «Практическая психология в условиях модернизации образования».
Участники Всероссийского съезда отмечают, что он проведен в соответствии с Планом мероприятий Минобразования России по совершенствованию организационно-управленческой и научно-методической деятельности службы практической психологии Минобразования России на 2002-2004 годы. Развитие службы практической психологии образования России в последние годы приобретает важное социально-политическое значение. Актуальность психологического обеспечения образования повышается в связи с новыми социальными требованиями к системе образования, которые были определены в Федеральной программе развития образования на 2000-2005гг. и конкретизированы в Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.
Приоритетной целью модернизации образования определяется обеспечение высокого качества российского обраэования. В современном представлении понятие «качество образования» не сводится только к набору знаний и навыков, оно связывается с понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Соответственно и сфера ответственности практической психологии в системе образования не ограничивается рамками задач преодоления трудностей в обучении, а предполагает участие в решении задач успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков. С другой стороны, реализация развивающих образовательных целей не может считаться монополией специалистов Службы. Необходимо объединение всех специалистов системы образования. Это предъявляет иные требования к взаимодействию всех субъектов образовательного процесса (в том числе, работников Службы) в решении задач воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. Служба становится неотъемлемой частью системы образования, а психологическая служба каждого образовательного учреждения его составной частью.
Анализ современного состояния Службы показывает, что забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие сегодня становится главной целью деятельности Службы. Служба востребована всеми участниками образовательного процесса: обучающимися, воспитанниками, педагогами, родителями, руководителями органов управления образованием и обеспечивает психологическое просвещение и профилактику, диагностическую, коррекционно-развивающую и консультативную помощь на всех уровнях системы образования Российской Федерации.
Съезд отмечает положительные результаты целенаправленной работы Минобразования России, органов управления образованием субъектов Российской Федерации по созданию необходимых условий для эффективного психологического обеспечения современного образования и развития подразделений организационной структуры Службы.
Возрастающие требования к деятельности, как педагогов-психологов, так и Службы в целом, следующие проблемы, снижающие эффективность психолого-педагогической помощи обучающимся, воспитанникам:
- в штатном расписании многих образовательных учреждений отсутствует ставка педагога-психолога;
- многие педагоги-психологи не обеспечены оборудованными кабинетами и разработанным психолого-педагогическим сертифицированным инструментарием;
- не отработан механизм систематического повышения квалификации педагогов-психологов и специалистов Службы;
- в ряде случаев деятельность педагога-психолога зависит от субъективного понимания руководителями образовательных учреждений целей, задач и методов деятельности,
- не задействованы механизмы эффективного управления Службой в деятельности региональных и муниципальных органов управления образованием.
Съезд поддерживает предложенные Коллегией Минобразования России организационно-управленческие решения по совершенствованию работы Службы, предложения участников съезда по созданию ведомственной программы развития службы практической психологии образования на период до 2010 года, по созданиюКоординационного совета Службы при Министерстве образования Российской Федерации, по организации ассоциации практических психологов образования России и др.
Участниками съезда были внесены следующие предложения в адрес Министерства образования Российской Федерации:
1. Разработать и внести в Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года необходимые дополнения, направленные на развитие Службы.
2. Разработать и профинансировать ведомственную программу развития Службы в системе образования России до 2010 года
3. Сформировать систему образовательной статистики и мониторинга, обеспечивающую содержательный анализ и оценку деятельности Службы.
4. Создать Координационный совет службы практической психологии при Минобразования России и рабочие группы по основным направлениям деятельности Службы с участием представителей всех субъектов Российской Федерации.
5. Разработать современную нормативную правовую базу деятельности педагога-психолога и структурных подразделений Слух<бы. В этой связи:
• разработать и ввести новые профессиональные функциональные обязанности и нормативы, связанные с работой педагога-психолога и других специалистов Службы в образовательных учреждениях всех типов и видов;
• внести дополнения и изменения в Положение о деятельности службы практической психологии в системе Минобразования России;
• внести дополнения в положение об аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений.
6. Внести предложения в Правительство Российской Федерации об установлении льгот для педагогов-психологов образовательных учреждений всех видов и типов. Статус педагога-психолога требует более четкого юридического определения, необходимо установить общие принципы и нормативное соотношение численности педагогов-психологов в образовательных учреждениях от количества детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи
7. Внести предложения в Федеральную программу развития образования, направленные на обеспечение организационных, нормативных правовых, научно-методических, кадровых, ресурсных условий для развития Службы.
8. Создать в Федеральных округах центры по научно-методическому и информационному обеспечению Службы.
9. Создать рабочую группу для разработки проекта госстандарта высшего образования по специальности «Практическая психология».
10. Создать учебно-методическое объединение (УМО) по направлению «Практическая психология».
11. Внести изменения в стандарты и программы подготовки, переподготовки педагогов-психологов в системе высшего образования с целью усиления практико-ориентированных составпяющих
12. Рассмотреть вопрос о внесении в Перечень новой квалификации «Практический психолог» и специализации «Практический психолог образования».
13. Поддерживать дальнейшее развитие международного сотрудничества в области практической психологии, системы комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
14. Создать секцию по психологии в Федеральном экспертном совете.
Предложения в адрес органов управления образованием субъектов Российской Федерации:
1. Рассмотреть вопросы организации деятельности и информационно-аналитического обеспечения муниципальной и региональной Службы, определить перспективы её развития в соответствии с Концепцией модернизации российского образования
2. Предусмотреть создание единой управленческой организационной структуры Службы.
3. Определить перечень функциональных обязанностей специалистоа органов управления образованием, ответственных за деятепьность Службы.
4. Определить структуру взаимодействий педагога-психолога с социальным педагогом, логопедом, медицинским работником школы, инспектором по работе с несовершеннолетними и другими специалистами.
5. Содействовать увеличению финансирования, улучшению материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательных учреждений для детей, нуждающихся а психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров), кабинетов педагогов-психологов в образовательных учреждениях всех типов и видов.
6. Использовать возможности введения практико-ориентированных факультативов и учебных курсов по психологии в рамках школьного и регионального компонентов базисных учебных планов.
7. Разработать и реализовать региональные программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для Службы.
6. Использовать потенциал специалистов Службы при осуществлении процедур разработки, мониторинга и экспертизы образовательных программ и проектов, при проектировании образовательных сред учреждений образования и региональных образовательных систем.
9. Содействовать созданию региональных и муниципальных научно-методических и общественных объединений педагогов-психологов, проведению региональных и муниципальных мероприятий (конкурсов, смотров, конференций и т.д.), шире привлекать средства массовой информации для освещения инновационного опыта развития Службы.
10. Содействовать созданию и реализации научно-практических программ и технологий в области практической психологии, разработке и внедрению комплексного научно-методического обеспечения педагогов-психологов Службы.
Участники съезда отмечают, что дальнейшее развитие Службы в условиях модернизации российского образования и обеспечения нового качества образования требует своевременного решения ряда организационно-управленческих, нормативных правовых, научно-методических, информационных и кадровых задач.
Процесс развития Службы предстоит сделать планомерным, перевести в область обдуманной стратегической политики, в которой будут четко определены цели и критерии развития всех ее подразделений организационной структуры, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов и видов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далев-ППМС-центры), ПМПК, научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебно-методические кабинеты, центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного
процесса.