В настоящее время среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ) компенсирующего вида увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и в результате оказывается неподготовленной к обучению в школе. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям.
В соответствии с пунктом 48 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 677, в ДОУ компенсирующего вида допускается открытие групп для детей со сложными дефектами (два и более дефекта).
Анализ опыта создания в Российской Федерации групп для детей со сложными нарушениями в развитии свидетельствует о том, что указанные формы работы не нашли широкого распространения. В настоящее время можно констатировать, что необходимое программно-методическое обеспечение разрабатывается в достаточной мере лишь для групп слабослышащих детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. В соответствии с этим по просьбе органов управления образованием субъектов Российской Федерации, методических служб и руководителей ДОУ компенсирующего вида Министерство образования Российской Федерации направляет для использования в работе рекомендации по комплектованию, организации работы, отбору программно-методического обеспечения групп для слабослышащих детей со сложными нарушениями в развитии.
Группы для слабослышащих детей со сложными нарушениями в развитии создаются для дошкольников, у которых нарушение слуха сочетается с первичной задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, мозговых механизмов речи, снижением зрительного восприятия.
Основными задачами работы групп для детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии (далее - групп) являются:
- углубленное медико-психолого-педагогическое изучение детей в процессе коррекционного воспитания и обучения; уточнение характера и степени выраженности каждого из нарушений;
- создание оптимальных условий для физического, познавательного, речевого и социально-личностного развития детей;
- осуществление психолого-педагогической коррекции нарушений в развитии воспитанников группы с учетом индивидуальных возможностей и личностных особенностей каждого ребенка;
- создание условий для формирования предпосылок к учебной деятельности и подготовка воспитанников к обучению на следующей ступени образования;
- определение формы дальнейшего обучения каждого воспитанника.
Комплектование группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий, которые устанавливают (уточняют) диагноз и дают рекомендации по выбору направлений коррекционно-педагогической работы с ребенком.
Предпочтительным вариантом является первоначальное (диагностическое) обучение ребенка со сложной структурой нарушений развития в обычной группе для слабослышащих детей (ясельной, младшей группе) с целью выявления особенностей развития и возможностей в обучении. В случае обнаружения значительных трудностей при обучении ребенка в обычной группе психолого-медико-педагогическая комиссия решает вопрос о целесообразности перевода ребенка в группу для детей со сложными недостатками развития. Вместе с тем не исключен и такой вариант, когда дети с выраженными нарушениями в развитии после первичного обследования на комиссии (установления диагноза) и при условии возрастного соответствия направляются в данную группу сразу.
Как показывает практический опыт, с целью наиболее эффективного обучения ребенка в группе и подготовки воспитанников к следующему звену обучения целесообразно обеспечить максимально долгое пребывание ребенка в группе, т.е. направлять в группу детей в возрасте 4-5 лет (с учетом трехлетнего срока воспитания и обучения в данной группе). В группу также могут приниматься дети и более старшего возраста (6 лет) на одно-двухлетний срок воспитания и обучения.
В одну группу могут направляться дети с разными вариантами сочетания недостатков в развитии. Их воспитание и обучение проводится с учетом индивидуальных особенностей развития.
Практический опыт показывает, что нецелесообразно принимать в группу для слабослышащих детей со сложными (комплексными) недостатками развития:
- слепоглухих детей;
- умственно отсталых (степени имбецильности и идиотии) слабослышащих детей;
- детей с психопатоподобным поведением;
- детей с текущими психическими заболеваниями (эпилепсией и др.);
- детей с тяжелыми нарушениями моторики, нуждающихся в индивидуальном уходе;
- детей с тяжелыми нарушениями речи (при сохранном слухе);
- детей с общими противопоказаниями для поступления в ДОУ.
Такие дети с целью осуществления индивидуальной коррекционно-педагогической работы по заключению медико-педагогической и психолого-педагогической комиссий и с согласия родителей (законных представителей) могут посещать индивидуальные занятия специалистов или зачисляться в группы кратковременного пребывания (письмо Минобразования России от 29.06.99 N 129/23-16 "Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии").
Наполняемость группы определяется в соответствии с п. 48 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и составляет до 5 детей для обеих возрастных групп (до 3-х лет и старше 3-х лет).
В процессе обучения воспитанников в группе специалистам психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ (а при его отсутствии - специалистам психолого-педагогических и медико-педагогических комиссий) рекомендуется осуществлять длительное систематическое и планомерное изучение детей: осуществлять контроль за психофизическим состоянием, уточнять диагнозы, сравнивать и оценивать результаты коррекционно-педагогической работы на разных этапах обучения.
В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка. По заключению комиссии и при условии достижения ребенком определенного уровня развития он может быть переведен из группы для детей со сложными недостатками в развитии в компенсирующую группу (для слабослышащих детей).
При организации коррекционно-педагогического процесса в группе необходимо учитывать особенности психофизического состояния воспитанников (повышенная утомляемость, низкая работоспособность и т.п.) и обращать внимание на внешние признаки утомления: подавленность, вялость, раздражительность либо повышенная возбудимость и т.д.
С целью профилактики переутомления детей следует чередовать занятия, требующие от детей умственного напряжения, с занятиями физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла, включающими активную двигательную деятельность детей. В процессе каждого занятия должно быть предусмотрено чередование статических и двигательных нагрузок; в середине каждого занятия, как рекомендуют медицинские работники, необходимо проводить физкультминутку.
В силу особенностей психофизического состояния воспитанников группы в режиме дня (в отличие от компенсирующих групп для слабослышащих детей) выделяется больше времени на проведение режимных моментов (завтрак, обед, подготовка к прогулке и т.д.), сокращается общее время занятий. Примерный режим дня для групп первого, второго-третьего годов обучения дан в приложении 1.
В течение дня необходимо предусматривать сбалансированное чередование специально организованных занятий, нерегламентированной деятельности и отдыха детей. Не рекомендуется "поторапливать" детей во время питания, пробуждения, выполнения ими каких-либо заданий; тон педагога должен быть ровным, спокойным, доброжелательным.
Организационными формами проведения занятий с воспитанниками группы являются фронтальные (со всеми воспитанниками), подгрупповые (деление группы на 2 подгруппы); занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные. В первой половине дня рекомендуется проводить два занятия учителя-дефектолога (сурдопедагога) и одно занятие воспитателя; во второй половине дня - два занятия воспитателя. Продолжительность одного занятия в средней группе составляет - 15 минут, в старшей - 20 минут, в подготовительной - 25 минут. Между занятиями необходимо предусмотреть перерывы не менее 10 минут. Индивидуальные занятия проводятся с каждым воспитанником группы ежедневно. Их длительность в средней группе - 15-20 минут на одного ребенка; в старшей и подготовительной - 20-25 минут. Примерное расписание занятий (для 3-го года обучения) дано в приложении 3.
В учебный план групп для детей со сложными нарушениями развития включаются все разделы работы, содержащиеся в Программе воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста (М., Просвещение, 1991). Примерный учебный план представлен в приложении 2.
Проведению фронтальных и индивидуальных занятий должно предшествовать всестороннее психолого-педагогическое обследование детей педагогом-психологом, учителем-дефектологом (сурдопедагогом), воспитателями и медицинскими работниками ДОУ (психолого-медико-педагогический консилиум учреждения) с целью определения уровня психофизического и социального развития ребенка, познавательной деятельности, изучения навыков игровой и изобразительной деятельности, а также состояния слуха и речи. Полученные в ходе обследования данные должны стать основой для планирования фронтальных занятий и составления индивидуальной программы коррекционно-педагогической работы с ребенком.
При планировании фронтальных занятий на основе Программы воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста в соответствии с состоянием здоровья и особенностями их развития рекомендуется сокращать объем и содержание материала по разным разделам Программы; при необходимости предусматривать увеличение количества занятий по каждой теме, большую повторяемость тематического материала в разных видах занятий и нерегламентированной детской деятельности.
На индивидуальные занятия рекомендуется выносить материал из разных разделов работы, вызывающий наибольшие затруднения у каждого из воспитанников группы. Занятия по различным разделам Программы могут чередоваться. Например, в течение недели могут чередоваться индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с занятиями по развитию речи и формированию элементарных математических представлений. Необходимость проведения индивидуальной работы по тем или иным разделам Программы определяется учителем-дефектологом (сурдопедагогом) в зависимости от уровня усвоения воспитанником программного материала.
Первый заместитель министра |
А.Ф.Киселев |
к письму Минобразования РФ
от 2 августа 2001 г. N 809/23-16
┌────────────────────────────┬─────────────────────┬────────────────────┐
│ │ 1-й год обучения │ 2-й год обучения │
│ │ (возраст 4-5 лет) │ (возраст 5-6 лет), │
│ │ │ 3-й год обучения │
│ │ │ (возраст 6-7 лет) │
├────────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────────┤
│Подъем │ 7.30 │ 7.30 │
├────────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────────┤
│Утренняя гимнастика │ 7.50 - 8.20 │ 7.50 - 8.20 │
├────────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────────┤
│Подготовка к завтраку,│ 8.20 - 8.55 │ 8.20 - 8.50 │
│завтрак │ │ │
├────────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────────┤
│Фронтальные занятия - (2│ 9.00 - 10.15 │ 9.00 - 10.40 │
│занятия сурдопедагога + 1│ (3 занятия по 20 │ (3 занятия по 25 │
│занятие воспитателя) │ минут) │ минут) │
├────────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────────┤
│Индивидуальные занятия │ 10.25 - 12.15 │ 10.45 - 12.45 │
│ │(по 20 мин. с каждым │ (по 20 - 25 мин. с │
│ │ ребенком) │ каждым ребенком) │
├────────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────────┤
│Прогулка │ 10.20 - 12.00 │ 10.45 - 12.35 │
├────────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────────┤
│Обед │ 12.15 - 13.00 │ 12.45 - 13.20 │
├────────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────────┤
│Дневной сон │ 13.00 - 15.00 │ 13.30 - 15.15 │
├────────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────────┤
│Подъем │ 15.00 - 15.20 │ 15.15 - 15.30 │
├────────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────────┤
│Полдник │ 15.30 - 15.50 │ 15.30 - 15.50 │
├────────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────────┤
│Фронтальные занятия│ 16.00 - 16.50 │ 16.00 - 17.10 │
│воспитателя │ (2 занятия по 20 │ (2 занятия по 25 - │
│ │ мин.) │ 30 мин.) │
├────────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────────┤
│Вечерняя прогулка * │ 17.00 - 18.30 │ 17.15 - 18.45 │
├────────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────────┤
│Ужин │ 18.45 - 19.20 │ 19.00 - 19.35 │
├────────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────────┤
│Игры, рисование, свободная│ 19.20 - 20.00 │ 19.35 - 20.15 │
│деятельность │ │ │
├────────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────────┤
│Подготовка ко сну │ 20.00 - 20.30 │ 20.15 - 20.30 │
├────────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────────┤
│Ночной сон │ 20.30 │ 20.30 │
└────────────────────────────┴─────────────────────┴────────────────────┘
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
* В зимнее время вечерняя прогулка может проводиться после полдника, т.е. с 16.00 до 17.30, а занятия воспитателя - с 17.40 до 18.50.
к письму Минобразования РФ
от 2 августа 2001 г. N 809/23-16
┌────────────────────────┬────────────────────────────┬─────────────────┐
│ Раздел программы │ Год обучения │ Специалист │
│ ├─────────┬────────┬─────────┤ │
│ │ 1-й │ 2-й │ 3-й │ │
│ ├─────────┴────────┴─────────┤ │
│ │количество занятий в неделю │ │
├────────────────────────┼─────────┬────────┬─────────┼─────────────────┤
│Физическое воспитание │ 4 │ 3 │ 3 │Воспитатель, │
│ │ │ │ │инструктор по│
│ │ │ │ │физвоспитанию │
├────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────────────┤
│Игра: │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│сюжетно-ролевая │ 2 │ 2 │ 2 │Воспитатель │
│ │ │ │ │ │
│дидактическая │ 2 │ 2 │ 1 │Сурдопедагог │
├────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────────────┤
│Труд │ 2 │ 2 │ 2 │Воспитатель │
├────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────────────┤
│Изобразительная │ 3 │ 3 │ 3 │Воспитатель │
│деятельность и│ │ │ │ │
│конструирование │ │ │ │ │
├────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────────────┤
│Ознакомление с│ 3 │ 3 │ 3 │Воспитатель │
│окружающим │ │ │ │ │
├────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────────────┤
│Развитие речи │ 4 │ 5 │ 5 │Сурдопедагог │
├────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────────────┤
│Развитие слухового│ 2 │ 1 │ 1 │Сурдопедагог │
│восприятия и обучение│ │ │ │ │
│произношению │ │ │ │ │
├────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────────────┤
│Формирование │ 2 │ 2 │ 3 │Сурдопедагог │
│элементарных │ │ │ │ │
│математических │ │ │ │ │
│представлений │ │ │ │ │
├────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────────────┤
│Музыкальные занятия │ 2 │ 2 │ 2 │Музыкальный │
│ │ │ │ │руководитель │
└────────────────────────┴─────────┴────────┴─────────┴─────────────────┘
к письму Минобразования РФ
от 2 августа 2001 г. N 809/23-16
┌──────────────┬────────────────────────────────┬───────────────────────┐
│ Дни недели │ Утро │ Вечер │
├──────────────┼────────────────────────────────┼───────────────────────┤
│Понедельник │1. Развитие речи │1. Изобразительная│
│ │2. Развитие слухового восприятия│деятельность │
│ │3. Ознакомление с окружающим │2. Труд │
├──────────────┼────────────────────────────────┼───────────────────────┤
│Вторник │1. Развитие речи │1. Ознакомление с│
│ │2. Физическое воспитание │окружающим │
│ │3. Формирование элементарных│2. Музыкальное│
│ │математических представлений │воспитание │
├──────────────┼────────────────────────────────┼───────────────────────┤
│Среда │1. Развитие речи │1. Изобразительная│
│ │2. Дидактическая игра │деятельность │
│ │3. Ознакомление с окружающим │2. Физическое│
│ │ │воспитание │
├──────────────┼────────────────────────────────┼───────────────────────┤
│Четверг │1. Развитие речи │1. Игра │
│ │2. Музыкальное воспитание │2. Труд │
│ │3. Формирование элементарных│ │
│ │математических представлений │ │
├──────────────┼────────────────────────────────┼───────────────────────┤
│Пятница │1. Развитие речи │1. Изобразительная│
│ │2. Физическое воспитание │деятельность │
│ │3. Формирование математических│2. Труд │
│ │представлений │ │
└──────────────┴────────────────────────────────┴───────────────────────┘