ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР ОТ 23.01.90 г. № 22-02-08/11
"О МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ В КЛАССАХ ВЫРАВНИВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"
Главное управление охраны здоровья матери и ребёнка направляет рекомендации по медико-профилактической работе в классах выравнивания для детей с задержкой психического развития, подготовленные лабораторией педагогики и психологии детей с задержкой психического развития НИИ дефектологии АПН СССР и согласованные с Московским НИИ психиатрии.
О МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧРСКОЙ РАБОТЕ В КЛАССАХ
ВЫРАВНИВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Известно, что в большинстве случаев задержки психического развития является воздействие вредных факторов (инфекций, интоксикаций, травм) на ЦНС плода в период беременности, во время родов и в первые годы жизни ребёнка. Эти факторы приводят к функциональной или слабо выраженной органической недостаточности ЦНС.
Такая недостаточность в школьном возрасте проявляется в нарушениях познавательной деятельности и в незрелости эмоционально-волевой сферы, что обнаруживается в несформированности умственных операций, в дефектах внимания, восприятия, речи, памяти, отставании в развитии тонкой моторики, слабости в произвольной регуляции поведения.
Кроме того, затруднения в овладении школьными навыками связаны с повышенной истощаемостью ЦНС, недостаточной умственной работоспособностью, что является признаками повреждения ЦНС. К симптомам повреждения ЦНС также относится двигательная расторможенность, аффективная возбудимость, внутричерепная гипертензия с приступами головной боли, тошно- . той, рвотой, головокружением, невротические и неврозоподобные расстройства и т.д.
Описанные нарушения психической деятельности часто сочетаются с обменно-трофическими расстройствами и общей соматической ослабленностью.
Из сказанного следует, что дети с задержкой психического развития, зачисленные по направлению медико-педагогичёской комиссии в классы выравнивания, нуждаются не только в адекватных условиях обучения, но и в щадящем подходе при организации всего учебно-воспитательного процесса, обеспечении гигиенического режима, а нередко и в специальном лечении.
Важную роль в профилактике возникновения вторичных расстройств у таких детей играет своевременное выявление декомпенсации их психофизического состояния, проведения необходимого лечения общеукрепляющими и специальными средствами. Обязанности по проведению санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий, организации благоприятного психотерапевтического окружения возлагаются на медицинский персонал и администрацию общеобразовательной школы, в которой функционируют классы выравнивания.
При ухудшении психофизического состояния и нарастании явлений школьной дезадаптации медицинский персонал школы совместно с учителями дают родителям направление в районную поликлинику на консультацию к детскому психиатру.
Назначенное районным психиатром лечение осуществляет медперсонал школы, контролируя при необходимости проведение повторных консультаций в диспансере.