Письмо Минобразования РФ от 2 августа 2001 г. N 809/23-16
"Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп
для слабослышащих детей со сложными (комплексными)
нарушениями в развитии"

 

В настоящее время среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ) компенсирующего вида увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и в результате оказывается неподготовленной к обучению в школе. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям.

В соответствии с пунктом 48 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 677, в ДОУ компенсирующего вида допускается открытие групп для детей со сложными дефектами (два и более дефекта).

Анализ опыта создания в Российской Федерации групп для детей со сложными нарушениями в развитии свидетельствует о том, что указанные формы работы не нашли широкого распространения. В настоящее время можно констатировать, что необходимое программно-методическое обеспечение разрабатывается в достаточной мере лишь для групп слабослышащих детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. В соответствии с этим по просьбе органов управления образованием субъектов Российской Федерации, методических служб и руководителей ДОУ компенсирующего вида Министерство образования Российской Федерации направляет для использования в работе рекомендации по комплектованию, организации работы, отбору программно-методического обеспечения групп для слабослышащих детей со сложными нарушениями в развитии.

Группы для слабослышащих детей со сложными нарушениями в развитии создаются для дошкольников, у которых нарушение слуха сочетается с первичной задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, мозговых механизмов речи, снижением зрительного восприятия.

Основными задачами работы групп для детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии (далее - групп) являются:

- углубленное медико-психолого-педагогическое изучение детей в процессе коррекционного воспитания и обучения; уточнение характера и степени выраженности каждого из нарушений;

- создание оптимальных условий для физического, познавательного, речевого и социально-личностного развития детей;

- осуществление психолого-педагогической коррекции нарушений в развитии воспитанников группы с учетом индивидуальных возможностей и личностных особенностей каждого ребенка;

- создание условий для формирования предпосылок к учебной деятельности и подготовка воспитанников к обучению на следующей ступени образования;

- определение формы дальнейшего обучения каждого воспитанника.

Комплектование группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий, которые устанавливают (уточняют) диагноз и дают рекомендации по выбору направлений коррекционно-педагогической работы с ребенком.

Предпочтительным вариантом является первоначальное (диагностическое) обучение ребенка со сложной структурой нарушений развития в обычной группе для слабослышащих детей (ясельной, младшей группе) с целью выявления особенностей развития и возможностей в обучении. В случае обнаружения значительных трудностей при обучении ребенка в обычной группе психолого-медико-педагогическая комиссия решает вопрос о целесообразности перевода ребенка в группу для детей со сложными недостатками развития. Вместе с тем не исключен и такой вариант, когда дети с выраженными нарушениями в развитии после первичного обследования на комиссии (установления диагноза) и при условии возрастного соответствия направляются в данную группу сразу.

Как показывает практический опыт, с целью наиболее эффективного обучения ребенка в группе и подготовки воспитанников к следующему звену обучения целесообразно обеспечить максимально долгое пребывание ребенка в группе, т.е. направлять в группу детей в возрасте 4-5 лет (с учетом трехлетнего срока воспитания и обучения в данной группе). В группу также могут приниматься дети и более старшего возраста (6 лет) на одно-двухлетний срок воспитания и обучения.

В одну группу могут направляться дети с разными вариантами сочетания недостатков в развитии. Их воспитание и обучение проводится с учетом индивидуальных особенностей развития.

Практический опыт показывает, что нецелесообразно принимать в группу для слабослышащих детей со сложными (комплексными) недостатками развития:

- слепоглухих детей;

- умственно отсталых (степени имбецильности и идиотии) слабослышащих детей;

- детей с психопатоподобным поведением;

- детей с текущими психическими заболеваниями (эпилепсией и др.);

- детей с тяжелыми нарушениями моторики, нуждающихся в индивидуальном уходе;

- детей с тяжелыми нарушениями речи (при сохранном слухе);

- детей с общими противопоказаниями для поступления в ДОУ.

Такие дети с целью осуществления индивидуальной коррекционно-педагогической работы по заключению медико-педагогической и психолого-педагогической комиссий и с согласия родителей (законных представителей) могут посещать индивидуальные занятия специалистов или зачисляться в группы кратковременного пребывания (письмо Минобразования России от 29.06.99 N 129/23-16 "Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии").

Наполняемость группы определяется в соответствии с п. 48 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и составляет до 5 детей для обеих возрастных групп (до 3-х лет и старше 3-х лет).

В процессе обучения воспитанников в группе специалистам психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ (а при его отсутствии - специалистам психолого-педагогических и медико-педагогических комиссий) рекомендуется осуществлять длительное систематическое и планомерное изучение детей: осуществлять контроль за психофизическим состоянием, уточнять диагнозы, сравнивать и оценивать результаты коррекционно-педагогической работы на разных этапах обучения.

В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка. По заключению комиссии и при условии достижения ребенком определенного уровня развития он может быть переведен из группы для детей со сложными недостатками в развитии в компенсирующую группу (для слабослышащих детей).

При организации коррекционно-педагогического процесса в группе необходимо учитывать особенности психофизического состояния воспитанников (повышенная утомляемость, низкая работоспособность и т.п.) и обращать внимание на внешние признаки утомления: подавленность, вялость, раздражительность либо повышенная возбудимость и т.д.

С целью профилактики переутомления детей следует чередовать занятия, требующие от детей умственного напряжения, с занятиями физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла, включающими активную двигательную деятельность детей. В процессе каждого занятия должно быть предусмотрено чередование статических и двигательных нагрузок; в середине каждого занятия, как рекомендуют медицинские работники, необходимо проводить физкультминутку.

В силу особенностей психофизического состояния воспитанников группы в режиме дня (в отличие от компенсирующих групп для слабослышащих детей) выделяется больше времени на проведение режимных моментов (завтрак, обед, подготовка к прогулке и т.д.), сокращается общее время занятий. Примерный режим дня для групп первого, второго-третьего годов обучения дан в приложении 1.

В течение дня необходимо предусматривать сбалансированное чередование специально организованных занятий, нерегламентированной деятельности и отдыха детей. Не рекомендуется "поторапливать" детей во время питания, пробуждения, выполнения ими каких-либо заданий; тон педагога должен быть ровным, спокойным, доброжелательным.

Организационными формами проведения занятий с воспитанниками группы являются фронтальные (со всеми воспитанниками), подгрупповые (деление группы на 2 подгруппы); занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные. В первой половине дня рекомендуется проводить два занятия учителя-дефектолога (сурдопедагога) и одно занятие воспитателя; во второй половине дня - два занятия воспитателя. Продолжительность одного занятия в средней группе составляет - 15 минут, в старшей - 20 минут, в подготовительной - 25 минут. Между занятиями необходимо предусмотреть перерывы не менее 10 минут. Индивидуальные занятия проводятся с каждым воспитанником группы ежедневно. Их длительность в средней группе - 15-20 минут на одного ребенка; в старшей и подготовительной - 20-25 минут. Примерное расписание занятий (для 3-го года обучения) дано в приложении 3.

В учебный план групп для детей со сложными нарушениями развития включаются все разделы работы, содержащиеся в Программе воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста (М., Просвещение, 1991). Примерный учебный план представлен в приложении 2.

Проведению фронтальных и индивидуальных занятий должно предшествовать всестороннее психолого-педагогическое обследование детей педагогом-психологом, учителем-дефектологом (сурдопедагогом), воспитателями и медицинскими работниками ДОУ (психолого-медико-педагогический консилиум учреждения) с целью определения уровня психофизического и социального развития ребенка, познавательной деятельности, изучения навыков игровой и изобразительной деятельности, а также состояния слуха и речи. Полученные в ходе обследования данные должны стать основой для планирования фронтальных занятий и составления индивидуальной программы коррекционно-педагогической работы с ребенком.

При планировании фронтальных занятий на основе Программы воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста в соответствии с состоянием здоровья и особенностями их развития рекомендуется сокращать объем и содержание материала по разным разделам Программы; при необходимости предусматривать увеличение количества занятий по каждой теме, большую повторяемость тематического материала в разных видах занятий и нерегламентированной детской деятельности.

На индивидуальные занятия рекомендуется выносить материал из разных разделов работы, вызывающий наибольшие затруднения у каждого из воспитанников группы. Занятия по различным разделам Программы могут чередоваться. Например, в течение недели могут чередоваться индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с занятиями по развитию речи и формированию элементарных математических представлений. Необходимость проведения индивидуальной работы по тем или иным разделам Программы определяется учителем-дефектологом (сурдопедагогом) в зависимости от уровня усвоения воспитанником программного материала.

 

Первый заместитель министра

А.Ф.Киселев

 

Приложение 1

к письму Минобразования РФ

от 2 августа 2001 г. N 809/23-16

 

Примерный режим дня

 

┌────────────────────────────┬─────────────────────┬────────────────────┐

│                            │  1-й год обучения   │  2-й год обучения  │

│                            │ (возраст  4-5 лет)  │ (возраст 5-6 лет), │

│                            │                     │  3-й год обучения  │

│                            │                     │ (возраст 6-7 лет)  │

├────────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────────┤

│Подъем                      │        7.30         │        7.30        │

├────────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────────┤

│Утренняя гимнастика         │     7.50 - 8.20     │    7.50 - 8.20     │

├────────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────────┤

│Подготовка    к    завтраку,│     8.20 - 8.55     │    8.20 - 8.50     │

│завтрак                     │                     │                    │

├────────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────────┤

│Фронтальные  занятия  -   (2│    9.00 - 10.15     │    9.00 - 10.40    │

│занятия  сурдопедагога   + 1│  (3 занятия по 20   │  (3 занятия по 25  │

│занятие воспитателя)        │       минут)        │       минут)       │

├────────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────────┤

│Индивидуальные занятия      │    10.25 - 12.15    │   10.45 - 12.45    │

│                            │(по 20 мин. с каждым │ (по 20 - 25 мин. с │

│                            │      ребенком)      │  каждым ребенком)  │

├────────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────────┤

│Прогулка                    │    10.20 - 12.00    │   10.45 - 12.35    │

├────────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────────┤

│Обед                        │    12.15 - 13.00    │   12.45 - 13.20    │

├────────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────────┤

│Дневной сон                 │    13.00 - 15.00    │   13.30 - 15.15    │

├────────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────────┤

│Подъем                      │    15.00 - 15.20    │   15.15 - 15.30    │

├────────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────────┤

│Полдник                     │    15.30 - 15.50    │   15.30 - 15.50    │

├────────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────────┤

│Фронтальные          занятия│    16.00 - 16.50    │   16.00 - 17.10    │

│воспитателя                 │  (2 занятия по 20   │ (2 занятия по 25 - │

│                            │        мин.)        │      30 мин.)      │

├────────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────────┤

│Вечерняя прогулка *         │    17.00 - 18.30    │   17.15 - 18.45    │

├────────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────────┤

│Ужин                        │    18.45 - 19.20    │   19.00 - 19.35    │

├────────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────────┤

│Игры,  рисование,  свободная│    19.20 - 20.00    │   19.35 - 20.15    │

│деятельность                │                     │                    │

├────────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────────┤

│Подготовка ко сну           │    20.00 - 20.30    │   20.15 - 20.30    │

├────────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────────┤

│Ночной сон                  │        20.30        │       20.30        │

└────────────────────────────┴─────────────────────┴────────────────────┘

 

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

* В зимнее время вечерняя прогулка может проводиться после полдника, т.е. с 16.00 до 17.30, а занятия воспитателя - с 17.40 до 18.50.

 

Приложение 2

к письму Минобразования РФ

от 2 августа 2001 г. N 809/23-16

 

Примерный учебный план

 

┌────────────────────────┬────────────────────────────┬─────────────────┐

│    Раздел программы    │        Год обучения        │   Специалист    │

│                        ├─────────┬────────┬─────────┤                 │

│                        │   1-й   │  2-й   │   3-й   │                 │

│                        ├─────────┴────────┴─────────┤                 │

│                        │количество занятий в неделю │                 │

├────────────────────────┼─────────┬────────┬─────────┼─────────────────┤

│Физическое воспитание   │    4    │   3    │    3    │Воспитатель,     │

│                        │         │        │         │инструктор     по│

│                        │         │        │         │физвоспитанию    │

├────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────────────┤

│Игра:                   │         │        │         │                 │

│                        │         │        │         │                 │

│сюжетно-ролевая         │    2    │   2    │    2    │Воспитатель      │

│                        │         │        │         │                 │

│дидактическая           │    2    │   2    │    1    │Сурдопедагог     │

├────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────────────┤

│Труд                    │    2    │   2    │    2    │Воспитатель      │

├────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────────────┤

│Изобразительная         │    3    │   3    │    3    │Воспитатель      │

│деятельность           и│         │        │         │                 │

│конструирование         │         │        │         │                 │

├────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────────────┤

│Ознакомление           с│    3    │   3    │    3    │Воспитатель      │

│окружающим              │         │        │         │                 │

├────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────────────┤

│Развитие речи           │    4    │   5    │    5    │Сурдопедагог     │

├────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────────────┤

│Развитие       слухового│    2    │   1    │    1    │Сурдопедагог     │

│восприятия  и   обучение│         │        │         │                 │

│произношению            │         │        │         │                 │

├────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────────────┤

│Формирование            │    2    │   2    │    3    │Сурдопедагог     │

│элементарных            │         │        │         │                 │

│математических          │         │        │         │                 │

│представлений           │         │        │         │                 │

├────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────────────┤

│Музыкальные занятия     │    2    │   2    │    2    │Музыкальный      │

│                        │         │        │         │руководитель     │

└────────────────────────┴─────────┴────────┴─────────┴─────────────────┘

 

Приложение 3

к письму Минобразования РФ

от 2 августа 2001 г. N 809/23-16

 

Примерное расписание занятий в группе 3-го года обучения
(возраст - 6-7 лет)

 

┌──────────────┬────────────────────────────────┬───────────────────────┐

│  Дни недели  │              Утро              │         Вечер         │

├──────────────┼────────────────────────────────┼───────────────────────┤

│Понедельник   │1. Развитие речи                │1.      Изобразительная│

│              │2. Развитие слухового восприятия│деятельность           │

│              │3. Ознакомление с окружающим    │2. Труд                │

├──────────────┼────────────────────────────────┼───────────────────────┤

│Вторник       │1. Развитие речи                │1.       Ознакомление с│

│              │2. Физическое воспитание        │окружающим             │

│              │3.   Формирование   элементарных│2.          Музыкальное│

│              │математических представлений    │воспитание             │

├──────────────┼────────────────────────────────┼───────────────────────┤

│Среда         │1. Развитие речи                │1.      Изобразительная│

│              │2. Дидактическая игра           │деятельность           │

│              │3. Ознакомление с окружающим    │2.           Физическое│

│              │                                │воспитание             │

├──────────────┼────────────────────────────────┼───────────────────────┤

│Четверг       │1. Развитие речи                │1. Игра                │

│              │2. Музыкальное воспитание       │2. Труд                │

│              │3.   Формирование   элементарных│                       │

│              │математических представлений    │                       │

├──────────────┼────────────────────────────────┼───────────────────────┤

│Пятница       │1. Развитие речи                │1.      Изобразительная│

│              │2. Физическое воспитание        │деятельность           │

│              │3.  Формирование  математических│2. Труд                │

│              │представлений                   │                       │

└──────────────┴────────────────────────────────┴───────────────────────┘

 

К перечню нормативных документов

На главную