Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6

 

О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения

 

 

На основании анализа ситуации психолого-медико-педагогического сопро­вождения и в целях обеспечения комплексной специализированной помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпен­сации в условиях образовательного учреждения Министерство образования Российской Федерации рекомендует;

 Довести до сведения руководителей образовательных учреждений следу­ющие методические рекомендации:

-  о порядке создания и организации работы психолого-медико-педагоги­ческого консилиума (ПМПк) образовательного учреждения (Приложение 1);

-  о формах учета деятельности ПМПк (11риложение 2).

 

Провести мониторинг обеспеченности ПМПк образовательных учреж­дений региона специалистами, осуществляющими психолого-медико-педаго­гическое сопровождение обучающихся, воспитанников, и направить отчет в адрес Управления специального образования Минобразования России до 20.05.2000 по предлагаемой форме (Приложение 3).

 

Обеспечить контроль за созданием, при наличии соответствующих кад­ров, ПМПк в образовательных учреждениях, определить порядок их взаимо­действия с родителями (законными представителями) обучающегося, воспи­танника и с психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), обслуживающей данную территорию (Приложение 4).

Организовать работу по повышению квалификации и обмену опытом
специалистов ПМПк.

         

Заместитель Министра                                                                                          Е.Е. Чепурных

 

Приложение I

 

О порядке создания и организации работы психатого-медико-псдагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения

 

1.ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образова­тельного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.

 

3. ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководи­теля образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.

 

4. ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководству­ется Уставом образовательного учреждения, договором между образователь­ным учреждением и родителями (законными представителями) обучающего­ся, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.

 

5.      Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образователь­ного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-пе­диатр (невропатолог; психиатр), медицинская сестра.

 

6.Целью ПМПк является обеспечение диагносгико-коррекционного психо­лого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из ре­альных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со спе­циальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием   соматического   и   нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

 

7.Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:

выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;

профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личност­ных перегрузок и срывов;

выявление резервных возможностей развития;

определение характера, продолжительности и эффективности специаль­ной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образователь­ном учреждении возможностей;

подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

 

8.Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с ре­альным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состо­яниями декомпенсации. Специалистам может быть установлена доплата за увели­чение объема работ, размер которой в соответствии со ст. ст. 32 и 54 Закона Россий­ской Федерации «Об образовании» определяется образовательным учреждением самостоятельно. С этой целью необходимые ассигнования для оплаты труда спе­циалистов за работу в составе ПМПк следует планировать заблаговременно.

 

9. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по иници­ативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании до-говора между образовательным учреждением и родителями (законными пред­ставителями) обучающихся, воспитанников. Медицинский работник, представ­ляющий интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии пока­заний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.

 

10.Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.

 

11.Поданным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.

 

12.На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк.

 

13.Изменение условий получения образования (в рамках возможностей имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей).

 

14.При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопро­сов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

 

15.Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и прово­дятся под руководством председателя.

 

16.Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного  учреждения   на   комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.

 

17.Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных предста­вителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ре­бенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.

 

18.На период подготовки к ПМПк и последующей реализации рекоменда­ций ребенку назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руко­водитель, воспитатель ДОУ, или другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эф­фективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных
обсуждений на ПМПк.

 

На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе с ребенком, пред­ставляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывает­ся председателем и всеми членами ПМПк.

 

Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия. При направлении ребенка в ПМПК копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направ­ляется по почте, копии заключений специалистов направляются только по по­чте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и орга­низации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк мо­гут направляться только по официальному запросу.

 

Приложение 2

О формах учета деятельности специалистов ПМПк

Журнал записи детей на ПМПк

 

п/п

Дата,

время

Ф.И.О.

ребенка

Дата рожде-

ния (число,

мес, год)

Пол

Инициа-

тор об-

ращения

Повод

обра-

щения

График кон-

сультирова-

ния специа-

листами

 

Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и кол­легиального заключения и рекомендаций ПМПк

 

п/п

Дата, время

Ф И.О. ребенка

Воз­раст

Пол

Про­блема

Заключение спе­циалиста или кол­легиальное заклю­чение ПМПк

Рекомен­дации

Специа­лист   или состав ПМПк

 

·        Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника

 

Основные блоки:

1.         «Вкладыши»:

·        педагогическая характеристика;

·        выписка из истории развития;

·        при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медицинская сестра ПМПк направляет запрос в детскую поликлини­ку по месту жительства ребенка

2.         Документация специалистов ПМПк (согласно утвержденным формам):

·        заключения специалистов ПМПк;

·        коллегиальное заключение ПМПк;

·        дневник динамического наблюдения с фиксацией:

o       времени и условий возникновения проблемы;

o       мер, предпринятые до обращения в ПМПк, и их эффективности;

o       сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк.

 

График плановых заседаний ПМПк.

Приложение 3

 

МОНИТОРИНГ

обеспеченности ПМПк специалистами, осуществляющими психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников

 

 

Специали­сты

Количество ставок по штату

Фактическое замещение (наличие реальн. физич. лиц)

Необходимая

потребность

 

 

 

штатными работниками

работниками по совместит.

 

 

 

в образ.

учр-ях

в т.ч. в учр. спец. об­раз.

в образ, учр-ях

в т.ч. в учр. спец. образ.

в об­раз, учр-ях

в т.ч. в

учр. спец, образ.

в образ.

учр-ях

в т.ч.  в учр. спец. образ.

 

• педагог-психолог

• учитель-дефектолог • учитель-логопед

• социаль­ный педагог • врач (ука­зать специ­альность)

• мед. сестра • др. специа­листы (ука­зать, какие)

Итого:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

О порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника и с ПМПК

 

Договор

между образовательным учреждением (в лице руководителя образователь­ного учреждения) и родителями (законными представителями) обучающе­гося, воспитанника образовательного учреждения о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении

 

руководитель образовательного учре­ждения

Родители (законные представители)

 

 

(указать фамилию, имя, отчество)

ПОДПИСЬ

М.П.

(указать фамилию, имя, отчество ребенка и родителей (законных представителей), характер родст­венных отношений в соответствии с паспортными данными)

подпись

Информирует родителей (законных представителей) обучающегося, вос­питанника о условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами ПМПк

Выражают согласие (в случае несо­гласия договор не подписывается) на психолого-медико-педагогическое обследование и со­провождение обучающегося, воспи­танника в соответствии с показа­ниями, в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов ПМПк.

 

Договор

о взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)

психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)

образовательного учреждения

 

Настоящим договором закрепляются следующие взаимные обязательств;

ПМПК (указать уровень ПМПК: региональная, муниципальная, др.) и

ПМПк образовательного учреждения:_________________________________________      

(наименование образовательного учреждения)

 

ПМПк обязуется:

 

ПМПК обязуется:

1.  Направлять детей и подрост­ ков с отклонениями в развитии для обследования на ПМПК в
следующих случаях:

•  при возникновении трудностей
диагностики

•  в спорных и конфликтных слу­чаях

•  при отсутствии в данном обра­зовательном учреждении усло­вий для оказания необходимой
специализированной психолого-медико-педагогической
помощи.

 

2.  Информировать ПМПК соот­ветствующего уровня:

•  о количестве детей в образовательном учреждении, нуждаю­щихся в специализированной
неихолого-медико-педагогической помощи

•  о характере отклонений в раз­витии детей, получающих спе­циализированную психолого-медико-педагогическую помощь в рамках данного образователь­ного учреждения

• об эффективности реализации рекомендаций ПМПК.

 

1.       Проводить своевременное бесплатное обследование детей и подростков с отклонениями в развитии по направле­нию ПМПк образовательного учрежде­ния, территориально относящегося к данной ПМПК, с последующим информиро­ванием ПМПк о результатах обследова­ния.

2.       Оказывать методическую помощь, обеспечивать обмен опытом между специалистами психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, территориально относящихся к данной ПМПК.

3.       Осуществлять динамический контроль за эффективностью реализации рекомен­даций по отношению к детям, прошед­шим обследование на ПМПК, при необ­ходимости - вносить коррективы в рекомендации.

Информировать родителей о всех имеющихся в стране возможностях ока­зания ребенку психолого-медико-
педагогической помощи (с опорой на имеющиеся в РФ базы данных) в соответствии с выявленными отклонениями в развитии и индивидуальными особенностями ребенка.

Руководитель образовательного учреждения

(подпись)

Председатель ПМПк                                         

(подпись)

М.П.


 

 

Заведующий ПМПК

(подпись)

 

МП

 

К перечню нормативных документов

На главную